Надо отметить, что Узбекистан активно участвует в определении дальнейшей стратегии развития взаимовыгодного сотрудничества в рамках СНГ, существенно активизировав своё участие в деятельности Содружества с 2017 года. Яркой демонстрацией такой политики Ташкента по отношению к этой организации стала системная работа по выработке и продвижению практических предложений, нацеленных на реализацию её потенциала.
По итогам участия Шавката Мирзиёева в заседаниях СГГ СНГ в 2017-2021 гг. приняты «Дорожные карты» по обеспечению своевременного и полномасштабного исполнения подписанных документов и выдвинутых Узбекистаном инициатив (более 100 мероприятий).
Так, только в 2019-2021 гг. руководством Узбекистана в рамках СНГ была выдвинута 41 инициатива, из которых 18 уже реализовано, 21 в процессе реализации, остальные 2 – были перенесены на более поздние сроки.
Знаковым событием последних лет стало председательство Узбекистана в СНГ в 2020 г., которое придало новый импульс углублению всестороннего сотрудничества. Важное значение для поступательного развития Организации имеют утверждение Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии экономического развития в СНГ до 2030 года, которые представляют собой программные документы, определяющие ориентиры развития Содружества на следующее десятилетие.
Все предложения по укреплению Содружества направлены, в первую очередь, на достижения максимальных результатов в интересах непосредственно самой республики. Узбекская сторона рассматривает СНГ как один из важных форматов для углубления сотрудничества по самому широкому спектру без политизации процессов.
Например, на настоящий момент наибольший интерес для Узбекистана представляет формирование в рамках СНГ полноценной зоны свободной торговли, основанной на принципах сохранения и дальнейшего улучшения действующего торгового режима. Также среди ключевых приоритетов — развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры, улучшение взаимосвязанности между государствами-участниками, расширение правовых механизмов для защиты интересов трудовых мигрантов.
К приоритетам второго уровня можно отнести взаимодействие в области здравоохранения, охраны окружающей среды и спорта, активизацию сотрудничества в сфере туризма, расширение гуманитарных связей и т.д.
Таким образом именно из прагматических соображений руководством Узбекистана были выдвинуты в 2021 году такие предложения, как:
- разработка и принятие Плана действий по дальнейшей либерализации торговой политики в рамках СНГ (в процессе реализации);
- активное продвижение в рамках СНГ совместных инновационных программ и поддержка стартап-проектов с широким вовлечением молодых предпринимателей (в процессе реализации);
- развитие системы эффективных межрегиональных и трансконтинентальных транспортных коридоров на основе многовариантности (в процессе реализации).
Прошедшее заседание также позволило главам государств обменяться мнениями по большому кругу вопросов, связанных со взаимодействием в рамках СНГ.
По итогам заседания было принято 18 совместных решений, в том числе нацеленных на дальнейшее развитие и укрепление интеграционных связей в торгово-экономической, культурно-гуманитарной и климатической сферах, в области безопасности. Также подписанные документы охватывают взаимодействие по линии избирательных органов, вопросам противодействия коррупции и другие важные направления.
Главы государств уделили внимание рассмотрению вопроса о тематических годах в СНГ. Принято решение об объявлении в Содружестве 2024 года — Годом волонтёрского движения, 2025 года — Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне — Годом Мира и Единства в борьбе с нацизмом, 2026 года — Годом охраны здоровья.
Среди принятых документов и решения о предоставлении Содружеству Независимых Государств статуса Наблюдателя при Организации Договора о коллективной безопасности, а также об учреждении статуса Наблюдателя и Партнёра СНГ.
Следующее заседание Совета глав государств СНГ пройдёт 13 октября 2023 года в Бишкеке.
Не менее значимым событием стал саммит Центральная Азия – Россия.
Центральная Азия в последние годы стала одним из ключевых регионов мира. Все без исключения крупные развитые страны создали собственные форматы взаимодействия с «центральноазиатской пятеркой». Формат «C5+1» инициировали США, Китай Индия, Япония, Республика Корея, Евросоюз, а также ряд международных организаций.
Встреча глав государств на этом форуме прошла под знаком 30-летия установления дипломатических отношений России со странами региона.
Можно сказать, что роль Узбекистана в этом сообществе также является одной из ключевых. Наша страна прилагает большие усилия для выстраивания доверительных и добрососедских отношений со своими соседями. Её цель — трансформация Центральной Азии в единое пространство взаимовыгодного сотрудничества.
По инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева учреждён формат консультативных встреч глав государств Центральной Азии, в рамках которого вырабатываются согласованные решения по затрагивающим всех региональным вопросам. В итоге за последние пять лет внутрирегиональная торговля увеличилась в три раза. Упорядочены и облегчены миграционные процессы. Между странами региона развилось и укрепилось сотрудничество по многим ключевым направлениям экономики, культуры и социальной жизни.
На повестке этого саммита находились, в частности, такие вопросы, как меры защиты общих торгово-экономических интересов в текущей геополитической обстановке и вопросы региональной безопасности в контексте ситуации в Афганистане.
Было отмечено, что сейчас действительно весьма востребованы по-настоящему скоординированные совместные шаги стран-участниц форума как по наращиванию союзничества и стратегического партнёрства, так и по повышению устойчивости экономик.
Как считают эксперты, проведённая встреча в формате «Центральная Азия – Россия» на уровне глав государств, несомненно, придаст новый импульс развитию многостороннего диалога и запустит качественно новые механизмы сотрудничества, где регион будет выступать с общих позиций по ключевым вопросам взаимодействия.