Эх, сум родной, куда ты катишься…

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, почему ЦБ, Минэкономразвития и Минфин заняли наблюдательную позицию за кризисными явлениями.

Золотой стандарт обрушился не сам собой. Государства запретили его с тем, чтобы открыть дорогу инфляции.

Людвиг фон Мизес, австрийский и американский экономист.

Печатание денег есть форма налогообложения, уклониться от которой труднее всего и которая вместе с тем доступна для самого слабого правительства, даже если больше оно ни на что не способно.

Джон Кейнс, британский экономист.

В ноябре прошлого года было объявлено, что Центральный банк Узбекистана с 1 января 2020 года начинает поэтапный переход к инфляционному таргетированию. Ориентир по снижению инфляции в 2021 году составляет 11 процентов, в 2022 году – 9,5 процента, в 2023 году — 5 процентов. 25 марта 2020 года главный денежно-кредитный регулятор предупредил, что «в динамике обменного курса возможны незначительные корректировки».

Где девальвация, там и инфляция

За 14-16 апреля 2020 года курс доллара вырос на 530,9 сума или на 5,5 процента. Это можно отнести к «незначительным корректировкам» или нет? С начала 2020 года национальная валюта ослабла по отношению к доллару на 6,5 процента.

Согласно закону от 9 декабря 2019 года № ЗРУ-589 в 2020 году уровень инфляции в Узбекистане определен на уровне 12,5-13,0 процентов. За январь-март 2020 года цены и тарифы на потребительском рынке в среднем повысились на 2,8 процента.

Но гораздо интереснее рост индекса потребительских цен в апреле текущего года – время проведения «карантинных мероприятий» и взвинчивания цен продавцами. По сообщению начальника отдела Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Фархода Очилова за время карантина в 1 095 случаях была выявлена реализация продукции по завышенным ценам на общую сумму в 2,3 млрд сумов. В частности, 313 случаев правонарушений были связаны с продажей картофеля, 5 - с морковью, 49 - с луком, 27 - с мукой, 42 - с маслом, 34 - с мясом и 364 - с другими продуктами.

Но всегда ли обесценивание национальной валюты ведет к инфляции? Девальвация -  это обесценивание национальной валюты относительно других мировых валют. Инфляция - снижение покупательной способности национальной валюты на внутреннем рынке. 

Девальвация национальной валюты всегда сопровождается инфляцией, когда на одну денежную единицу можно приобрести все меньше товаров. Два этих процесса взаимосвязаны.

Инфляция тесно связана с девальвацией. Одно из возможных последствий девальвации — формирование девальвационно-инфляционной спирали. Например, государство экспортирует золото по цене 1 700 долларов за тройскую унцию (31,1 грамма). Для увеличения поступлений в бюджет проводится девальвация около 6 процентов. В результате этой несложной операции государство получает с каждой проданной тройской унции дополнительно около 1 млн сумов.

Но на проведение широкомасштабных реформ государству все равно не хватает денег в бюджете. В целях увеличения поступлений в доходную часть бюджета центральный банк страны постоянно проводит девальвацию. Стоимость импортных товаров и услуг растет. Увеличение национальных издержек производства ведет к повышению цен на товары, произведенные в стране (imported inflation). Импортируемая инфляция вынуждает отечественных производителей поднимать цены на свои товары и услуги. Так начинается рост инфляции.

При этом импортируемая инфляция может быть вызвана ростом цен за рубежом, или снижением курса национальной валюты. Уровень жизни населения снижается, но денег в бюджете продолжает не хватать. Государство снова проводит девальвацию национальной валюты… Начинается новый виток спирали…

Этот процесс наглядно демонстрирует график стоимости золотых монет в Узбекистане. Их вес составляет 31,1 грамм (тройскую унцию), а проба 999,9.

В этой связи важен выбранный режим валютного курса - показатель готовности государства влиять на курс.

Плавают разными стилями, тонут – одним

Если государство никак не участвует в регулировании курса национальной валюты, то курс называется свободно плавающим. В этом случае величина курса зависит от спроса и предложения, или он регулируется, по выражению Адама Смита, «невидимой рукой рынка». Если Центральный банк пытается повлиять на курс (например, устанавливает валютный коридор), то его определяют как управляемый плавающий. Если же регулятор устанавливает курс в ультимативном порядке, то его называют фиксированным (например, такая система действовала в СССР).

«У государства нет такой цели [искусственно удерживать сум] — это, грубо говоря, было бы детским садом, если мы пытались бы удержать курс сума. Это прямой путь к банкротству», — подчеркнул заместитель премьер-министра, министр экономического развития и сокращения бедности Джамшид Кучкаров в интервью 18 апреля 2020 года.

«Я могу с уверенностью сказать, что у нас нет цели искусственно удерживать курс сума или резко девальвировать его. Потому что это будет неправильный путь. Оба пути неверны», — добавил глава Минэкономразвития и сокращения бедности.

То есть, Джамшид Кучкаров - сторонник либерализма и того, что курс должен формироваться исключительно рынком. Поддерживает коллегу из экономического блока и министр финансов Тимур Ишметов: «Если Центральный банк вмешивается [в искусственное формирование курса], то это можно заметить по двум экономическим показателям. Это объемы ежедневных интервенций ЦБ, в которых нет больших изменений. А еще через изменение золотовалютных резервов страны — цены на золото могли вырасти. Но даже без учета этого не было каких-либо нетрадиционных действий».

Повторюсь, что плавающий валютный курс (floating rate of exchange) – курс, который устанавливается в условиях, когда ни государство, ни центральный банк не предпринимают никаких действий по поддержанию его стабильности. Но плавающий курс валюты характерен для государств со сложившейся рыночной экономикой. Его определяют рыночные факторы, которые в нашей экономике только начинают появляться и укрепляться.

Считается, что плавающий курс обеспечивает «автоматическую» подстройку экономики под изменение внешних условий. Например, при падении мировых цен на полезные ископаемые сум дешевеет. Это, в свою очередь, приводит к удорожанию импортных товаров в национальной валюте и сокращению спроса ни них. С другой стороны, снижение курса национальной валюты уменьшает издержки экспортеров в иностранной валюте, а значит, повышает их конкурентоспособность на мировом рынке. Это может стимулировать экспорт отечественных товаров и услуг. При этом разгон инфляционных процессов и снижение уровня жизни населения сторонники теории «невидимой руки рынка» предпочитают не обсуждать.

13 апреля 2020 года ЦБ Узбекистана в своем сообщении заявил, что наблюдается «сокращение объемов импорта и экспорта… снижение трансграничных денежных поступлений… В силу вышеизложенных факторов, а также в результате существенного обесценения обменных курсов национальных валют основных торговых партнеров, на внутреннем валютном рынке наблюдается определенная коррекция курса национальной валюты, и соответственно сокращение разрыва реального эффективного курса сума в отношении валют основных торговых партнеров».

«С июля в отдельных странах — основных торговых партнерах Узбекистана (включая Россию, Казахстан и Китай) — складывается тенденция обесценения национальных валют, что в определенной степени оказывает влияние на курсовые ожидания и процесс принятия решений участниками валютного рынка». Это тоже сообщение ЦБ Узбекистана, но от 9 августа 2019 года. Тогда - с начала 2019 года - курс доллара по отношению к суму вырос на 12,5 процента: с 8 336,25 сума за доллар на 1 января до 9 384 сумов на 20 августа. Большая часть укрепления доллара произошла в августе 2019 года, когда доллар подорожал на 717 сумов.

Означает ли это, что главный денежно-кредитный регулятор все-таки «вручную настраивает» курс национальной валюты в зависимости от ослабления валют стран - торговых партнеров Узбекистана, фактически фиксируя курс от изменения корзины национальных валют ряда зарубежных стран. Несомненно, это так.

Обратите внимание, что коммерческие банки вечером (примерно к 20.00 часам в  мобильных приложениях) 14 апреля повысили курс доллара США по отношению к узбекскому суму до уровня выше 10 тысяч сумов (покупка - 10 050; продажа – 10 150). Прошедшие до этого «рыночные» торги на УзРВБ не показывали никакой паники или ажиотажа. Зато на следующий день – 15 апреля – на валютной бирже был зафиксирован курс 10 121 сум за доллар и 11 111 сум за евро.

Это к вопросу о «невидимой руке рынка». К слову, автору так и не удалось получить хоть какого-либо внятного объяснения, почему Центральный банк установил 5 сентября 2017 года курс доллара к суму именно на уровне 8 100.

«То не беда, если за рубль дают полрубля; а то будет беда, когда за рубль станут давать в морду» (Михаил Салтыков-Щедрин, русский писатель)

Председатель ЦБ Мамаризо Нурмуратов, в ходе онлайн-брифинга 15 апреля 2020 года, сообщил, что в марте обесценились национальные валюты стран - основных торговых партнеров Узбекистана: казахский тенге (на 11,5 процента), киргизский сом (11,2 процента), российский рубль (10,3 процента), турецкая лира (7,6 процента), таджикский сомони (5,8 процента).

«То, что в этих странах динамика инфляции ниже уровня девальвации национальной валюты позволяет им сохранить экономическую конкурентоспособность», — отметил глава регулятора. Брифинг прошел 15 апреля – в тот же день, когда на на УзРВБ был «зафиксирован» курс доллара в 10 121 сум. Этот курс со следующего дня и стал официальным.

«Ручное управление». Несомненно, но главный денежно-кредитный регулятор удовлетворен. Ведь «это сказалось на реальном эффективном обменном курсе сума» (изменение курса национальной валюты в зависимости от изменения курсов валют стран, являющихся основными торговыми партнерами Узбекистана).

При этом почему-то умалчивается тот факт, что КНР также являются крупнейшим торговым партнером Узбекистана (в августе 2019 – апреле 2020 года курс находится в коридоре 6,9 – 7,1 юаня за доллар), что за прошедшие дни апреля курс тенге укрепился на 4,7 процента, сом – на 5,3 процента, рубль – на 4,9 процента, сомони – курс неизменный.

С таким же удовлетворением главный денежно-кредитный регулятор в своем информационном сообщении от 25 марта 2020 года констатирует, что «рост цен на золото, создает возможность увеличения объема постоянных валютных интервенций, осуществляемых на основе принципа нейтральности золотовалютных резервов, на 30 процентов по сравнению с прошлым годом».

В 2019 году доля продажи золота в общем объеме экспорта составил 27,5 процента или 4,9 млрд долларов (в 1,7 раза превышает показатель 2018 года). Среднегодовая цена золота в 2019 году составила 1 396 долларов за тройскую унцию или в прошлом году было реализовано почти 110 тонн золота. За первый квартал 2020 года объем реализации золота составил свыше одного млрд долларов (примерно 20 тонн). Его удельный вес в экспорте страны достиг 29,8 процента.

24 мая 2019 года автором была опубликована статья «Базель III, или зачем ЦБ Узбекистана продолжает продавать золото», в которой приводились доводы, почему Узбекистану необходимо резко сократить реализацию золота из-за предстоящего роста стоимости на него.

Несложный расчет показывает, что если бы ЦБ использовал в 2019 году имеющуюся валюту и начал продавать золото в настоящее время, то дополнительная выручка от его продажи составила около 1,2 млрд долларов. Вот цена недальновидной политики регулятора, вот к чему привело механическое соблюдение принципа «нейтральности» золотовалютных резервов (удержание Центральным банком объемов чистой продажи валютных средств в пределах стоимости купленного на внутреннем рынке монетарного золота).

Для сравнения: в целях противодействия пандемии коронавируса в Узбекистане создан антикризисный фонд объемом 10 трлн сумов, что меньше размера упущенной выгоды от несвоевременной продажи золота.

Как пример маркетинговой логики можно привести действия ЦБ РФ, который с 1 апреля 2020 года прекратил покупку золота на внутреннем рынке и начал его продажу на внешнем рынке. Сейчас международная конъюнктура особенно благоприятна для реализации золота. Таковой она останется и в среднесрочной перспективе. Так, газета The Wall Street Journal сообщает, что из-за дефицита золота банкиры с Уолл-стрит обратились за помощью к Королевскому канадскому монетному двору. Его представитель Аманда Бернье заявила газете, что двор столкнулся в настоящий момент «с беспрецедентным уровнем спроса» на золотые слитки. 

По данным организации World Gold Council центральные банки приобрели в январе 2020 года 28,5 тонны золота, в феврале - около 36 тонн. Спрос на золото велик. Большой интерес также вызывают фьючерсы на золото, акции биржевых фондов и золотодобывающих компаний. 

Bank of America Corp. в отчете под названием «ФРС не может печатать золото» повысил свою 18-месячную целевую цену на золото с 2 000 до 3 000 долларов за тройскую унцию. В качестве причины называется высвобождение громадных объемов фискальных и монетарных стимулов с целью укрепления национальных  экономик, пострадавших от коронавируса.

Отечественный Центральный банк все еще планирует сократить долю золота в золотовалютных резервах и вместо него купить казначейские обязательства США, которые не обеспечены никаким вещественным залогом. Они опираются лишь на репутацию США, как ведущей экономики, и на веру в платежеспособность этой страны. Не смущает ЦБ и низкая доходность казначейских облигаций США: наибольший уровень (до 3,0 процентов) приносят 30-летние ценные бумаги.

«Лучше помогать и злым ради добрых, чем лишать помощи добрых ради злых» (Сенека, римский философ и государственный деятель)

15 апреля 2020 года на онлайн-брифинге министр экономического развития и сокращения бедности Джамшид Кучкаров заявил, что с первых дней после объявления карантина президент Шавкат Мирзиёев поручил правительству обеспечить людей доходом и удовлетворить их неотложные потребности.

«По этому вопросу рассматривается несколько вариантов Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством финансов, Центральным банком, Министерством занятости и трудовых отношений. Мы об этом думаем», — сказал он.

С 16 марта дошкольные, средние и высшие образовательные учреждения Узбекистана закрыты для предупреждения распространения коронавируса COVID-19, то есть именно с этого времени – больше месяца – наш экономический блок «думает» над этой проблемой. Об эффективности проводимых мероприятий можно судить по заявлению министра экономического развития и сокращения бедности: «За последние два-три года за счет более 1 млрд долларов были реализованы проекты в сельском хозяйстве — теплицы, интенсивные сады на тысячах гектаров и другие. В результате, по расчетам, было создано 1 000 легальных рабочих мест, то есть за 1 млн долларов создается одно рабочее место».

«Мы давно пришли к мысли о необходимости денежной помощи людям, оставшимся дома на карантине. Да, нужно просчитать последствия для бюджета, но это второстепенный вопрос. Первостепенный — социальный вопрос», — заявил глава Минфина. Также Тимур Ишметов считает, что деньги нужно раздавать каждой семье и загружать средства на пластиковые карты.

Это вполне разумный подход. При этом совсем не обязательно загружать денежные средства на карточку: большинство людей будет все равно обналичивать их в банкоматах. Согласно статистике от UZCARD суммарный прирост по обналичиванию посредством ATM (банкоматов) в 2019 году составил 386 процентов.

Недоумение вызывает лишь то, что 16 апреля 2020 года министр экономического развития и сокращения бедности Джамшид Кучкаров заявляет: «…Об этом говорить немного рано. Когда у нас появится конкретная позиция, мы немедленно сообщим об этом».

В письме министра занятости и трудовых отношений в адрес международной коалиции Cotton Campaign указано: «Уже сегодня рынок труда Узбекистана испытывает небывалое давление: более полутора миллионов граждан республики – безработные. Из-за строгой изоляции страны около 150 тысяч трудящихся вынужденно остались без работы, более 140 тысяч граждан - возвратившиеся на Родину трудовые мигранты без постоянного дохода, более 200 тысяч семей находятся за чертой бедности».

И если раньше у таких граждан была возможность хоть как-то заработать, то сегодня – с введением запрета на перемещение – она пропала. Сейчас не время разрабатывать научно обоснованные методические рекомендации по выдаче пособий семьям или определять критерии нуждающихся.

Руководители должны понять, что большинство населения боится не столько коронавируса, сколько остаться без работы, лишиться зарплаты или дохода, средств к существованию. Но, наверное, чиновники действительно «далеки от народа». Так, на предложение по сокращению зарплаты работников бюджетных организаций, которое было озвучено министром экономического развития и сокращения бедности, председатель Центрального банка Мамаризо Нурмуратов заявил, что сокращение размера заработной платы работников бюджетных организаций не является решением проблемы: «Борьба с кризисом в Узбекистане осуществляется за счет средств Антикризисного фонда. Это означает, что нет никакой нагрузки на бюджет».

И уже как-то не удивляет поведение российского ЦБ, который выступил против прямой поддержки россиян денежными средствами, как поступили, например, в США.

Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина заявила: «В нашей ситуации такой необходимости, конечно, нет. У нас и по ставке есть большой задел, что называется, и другие меры, которые позволят поддержать и граждан, и потребительскую активность, и доходы, и, конечно, еще раз подчеркну, что это нужно делать совместно с правительством».

При чем здесь размер ставки? Концепция по стимулированию экономики снижением ставки просто перестала работать. В Европе и Америке ключевые ставки снижены почти до нуля – эффекта нет (в США ключевая ставка с 16 марта 2020 года стала 0 - 0,25 процента). Тем, кого выгнали в отпуск без сохранения заработной платы, налоговые льготы не помогут. Адресная помощь в такой ситуации тоже будет неэффективна, поскольку государство не сможет оценить потери каждого гражданина, и многие останутся без поддержки. Говорить о снижение банковских ставок в условиях отсутствия свободного перемещения людей, денег и товаров – бессмысленно.

Поэтому должен применяться принцип «всем сестрам по серьгам», или каждой семье необходимо перечислить или выдать пособие из расчета количества ее членов. К этой работе нужно привлечь недавно созданное Министерство по поддержке махалли и семьи с возложением персональной ответственности за предоставление достоверных сведений о фактически проживающих семьях и их составе на определенную дату. Такая система обеспечивает простоту, возможность эффективного контроля и минимизирует возможность коррупции.

Президент Шавкат Мирзиёев 20 апреля провел видеоселекторное совещание, посвященное вопросам смягчения последствий коронавирусной пандемии. «У республики достаточно резервов и возможностей как для обеспечения народа, так и для поддержки экономики. Нет более легкого пути, чем раздача денег населению. Однако, ни один экономист не может спрогнозировать к каким последствиям это приведет. Более того, есть высокая вероятность усиления коррупции», — заявил Шавкат Мирзиёев.

Президент выдвинул инициативу объявить общенародное движение «Доброта и поддержка», которое предполагает, что предприниматели возьмут на себя бескорыстную обязанность активно поддерживать социально уязвимые слои населения на территории, где они осуществляют свою деятельность. «Государство, в свою очередь, предоставит таким предпринимателям различные льготы и преференции по налогам, лизингу, кредитам, доступу к необходимым ресурсам, исходя из размера оказанной помощи. Таким образом, государство окажет населению поддержку через субъекты предпринимательства», — говорится в сообщении пресс-службы президента.

«Различные льготы и преференции по налогам, лизингу, кредитам, доступу к необходимым ресурсам…» Все это и приводит к появлению различных коррупционных явлений и схем. Поддержка населения должна быть не опосредствованной, а прямой. Нельзя перекладывать функции и обязанности государства по поддержке населения в условиях карантина на предпринимателей.

«Ни один экономист не может спрогнозировать, к каким последствиям это приведет». Исходя из сложившейся ситуации, размер единовременного пособия на семью не будет значительным. Да, возможно, что часть получателей такой выплаты постарается обменять их на валюту. Большинство же потратит их на приобретение продуктов питания.

Чтобы не было дополнительной нагрузки на валютный рынок, – хотя она будет незначительной, - можно внедрить систему продовольственных талонов с последующей компенсацией их стоимости государством. Такая система позволит уменьшить возможное (крайне маловероятное) инфляционное давление из-за произведенных выплат.

Допустим и вариант освобождения домохозяйств от оплаты за коммунальные услуги за три-шесть месяцев. При этом, в целях исключения нерационального использования ресурсов, берется прошедший период (например, с 1 октября 2019 года до 31 марта 2020 года). В этом случае вообще не наблюдается коррупционной составляющей.

Было бы желание действительно помочь народу, а разработать соответствующую систему денежной, продовольственной или иной поддержки населения – совсем не сложно.

«Целью денежной политики должно быть недопущение развязывания правительством инфляции и создания условий, поощряющих кредитную экспансию» (Людвиг фон Мизес, австрийский и американский экономист)

Согласно закону «О Центральном банке Республики Узбекистан» «главной целью Центрального банка является обеспечение стабильности национальной валюты» (статья 3). Стабильность национальной валюты определяется двумя факторами: объемом денежной массы в обращении и стоимостью кредитов (основная ставка).

Конечная цель – это обеспечение долговременной стабильности цен и снижение инфляционных ожиданий. Последние играют заметную роль в сохранении или отсутствии неопределенности при прогнозировании цен.

15 апреля 2020 года в Центральном банке состоялся онлайн-брифинг, на котором было заявлено: «Основной целью Центрального банка является обеспечение стабильности цен в экономике. Кроме того, обеспечение стабильности банковской и платежной системы также являются задачами Центрального банка. Центральный банк не планирует включение других направлений в круг своих задач».

Но эмиссия денег и чрезмерный рост кредитования экономики привели к резкому увеличению денежной массы и разгону инфляционных процессов. При этом вливание денег не привело к выходу из неблагоприятного состояния экономики. Не устранена первопричина инфляция.

Это существующие диспропорции между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массы в обращении и необходимого объема для обслуживания текущих оборотов, монополизация производства и несбалансированность инвестиций. О какой стабильности цен можно говорить в таких условиях?

Ситуация усугубится бегством капитала с развивающихся рынков в эту пандемию коронавируса. Масштабы вывода капитала будут несравнимы с теми, что наблюдались в предыдущие кризисы. И это уже проявляется в нашей стране. Так, за первый квартал 2020 года инвестиции в основной капитал сократились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 10,5 процента.

Главное – это обеспечить снижение инфляционных ожиданий. Наши граждане – лучше любых экономистов – при появлении первых признаков кризисных явлений прогнозируют резкие падение покупательской способности сума и рост цен на товары и услуги. Возникает ажиотажный спрос на защитный актив, которым является мировая валюта.

По сообщению главного денежно-кредитного регулятора месячный прирост покупки иностранной валюты физическими лицами в марте 2020 года составил 45 процентов, а в течение первых восьми рабочих дней апреля объемы покупки увеличились еще на 28 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого месяца. 15 апреля в ходе брифинга глава Центрального банка Мамаризо Нурмуратов сообщил, что со второй декады апреля спрос на валюту резко возрос. Если в марте в среднем за один день населением скупалось иностранной валюты на сумму 13,3 млн долларов, то 10 апреля было продано 19,5 млн долларов, а 13 апреля — 22 млн.

«Обменные пункты банков работают в обычном режиме и никакие лимиты и ограничения на покупку и продажу наличной иностранной валюты банками не установлены», — подчеркнули в ЦБ. Однако, в ряде банков все-таки были установлены ограничения на продажу иностранной валюты.

Опять с нехваткой чего-либо мы боремся, вводя ограничения и лимиты. А ведь решение вопроса лежит на поверхности – это внедрение новых банковских продуктов и услуг. Ведь можно начать продавать золотые и серебряные слитки в банках,  ускорить установку вендинговых автоматов по их продаже, внедрить обезличенные металлические счета (ОМС)…

Вместо послесловия, или как Ходжа Насреддин спас чиновника

Тонул чиновник. Подбежавшие к нему люди кричали:

– Давай руку, а то утонешь!

Но чиновник лишь беспомощно барахтался в воде и даже не пытался подать руку. Тут подошел Ходжа Насреддин, усмехнулся и воскликнул:

– Что же вы делаете?! Где это видано, чтобы чиновник что-то давал? Нужно так…

И с этими словами он протянул тонущему чиновнику руку.

– На руку! – крикнул Ходжа Насреддин.

Чиновник тут же схватил протянутую руку и выбрался на берег.

– Они слышат, только, когда им говорят «на», – объяснил удивленным присутствующим Ходжа Насреддин.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.


Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

Последние новости

Популярные новости

Популярные новости