Фото: agroexpert.md
В Узбекистане зафиксировано несоблюдение требований законодательства, регулирующих обязательное нанесение даты изготовления продукта на этикетку пищевого товара, сообщил директор Агентства по защите прав потребителей Элмурат Хаитметов.
В ходе прошедшего 1 июня в АИМК брифинга выяснилось, что на сегодняшний день согласно результатам анализа сферы защиты прав потребителей возникают случаи несоблюдения требований законодательства, регулирующего данную сферу.
Уточнялось, что в течение 2020 года в Агентство по защите прав потребителей поступило 199 обращений (102 — в Ташкенте, 3 — в Фергане, по 1 — в Хорезме и Бухаре), связанных с товарами с истекшим сроком годности или без указания даты производства, в частности продовольственных товаров, лекарственных средств и т.д.
За первые четыре месяца текущего года в Агентство поступило 54 обращения по данному вопросу.
Вместе с тем, в 2020 году рассмотрено в общей сложности 1 153 обращения от потребителей в связи с качеством реализуемых товаров (работ, услуг) (438 — в Ташкенте, 88 и 81 соответственно в Кашкадарьинской и Самаркандской областях, 29 — в Наманганской области) и возмещен ущерб потребителям на сумму 2,86 млрд сумов.
За 4 месяца 2021 года по данным случаям поступило 526 обращений и возмещен ущерб потребителям в размере 1,62 млрд сумов.
В целях изучения соблюдения требований к маркировке и безопасности пищевых продуктов, а также выявления случаев реализации на внутреннем рынке пищевых продуктов без указания требований к маркировке товаров, в частности, даты производства и срока годности, с 18 мая текущего года на объектах розничной торговли на территории республики проводятся обследования.
За прошедший период, по данным, полученным на 284 торговых объектах, в 1 045 случаях (Каракалпакстан – 109, Джизакская область – 108, Андижанская область – 96, Наманганская область – 79, Кашкадарьинская область – 79, город Ташкент-72) были зафиксированы нарушения правил маркировки пищевых продуктов.
32 из данных продуктов являются импортными, в то время как остальные продукты принадлежат отечественным производителям.
В ходе анализа выяснилось, что правила маркировки нарушены на кондитерских изделиях в 323 случаях, на молочных продуктах в 180 случаях, на колбасных изделиях в 137 случаях, на макаронных изделиях в 35 случаях и на упакованных растительных маслах в 30 случаях.
Также установлено, что 110 изделий не содержат информации о предприятии-изготовителе и его адресе.
По выявленным фактам 112 предприятиям-производителям были выданы письменные предупредительные письма с разъяснением требований действующего законодательства.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответственность за здоровье и безопасность потребителей со стороны производителей, продавцов и исполнителей не ощущается в полной мере. Вместо правильного планирования объемов производства и реализации продукции используются незаконные способы, такие как фальсификация сроков годности продукции или их несоблюдение, а также нарушение требований законодательства,