Ах, там не помогут
Ни ум, ни отвага,
Где пущены в дело
Перо и бумага!..
Леонид Филатов, актёр, поэт, драматург, публицист
Равнодушие чиновников к нуждам людей объясняется тем, что они — особая каста, которая часто обслуживает не страну, не народ, а самих себя, свои собственные интересы.
Чиновники назначаются строго во вертикали. При назначении учитываются не профессиональные качества, а «степень преданности». Сменяемость власти мало зависит от мнения граждан. Власть это понимает и относится к жителям как к подданным, а не как к равным себе.
И если чиновники пытаются прислушаться к народу, то зачастую просто не понимают его язык. Мнение народа просто не воспринимается, как если бы граждане разговаривали на другом – иностранном – языке. «Страшно далеки они от народа» — это про наших чиновников.
Очередное подтверждение сложившаяся ситуация получила 30 декабря. Министр экономического развития и сокращения бедности Жамшид Кучкаров во время интервью телеканалу «Узбекистан 24» заявил, что в 2020 году население не мучилось из-за нищеты. «Нашим главным достижением стало то, что из-за пандемии в стране не увеличилась бедность. Пандемия не вызвала нищету», - заявил министр.
Смотрим данные Узстата. За январь-сентябрь совокупный объём дохода населения по сравнению с январём-сентябрём 2019 года уменьшился в реальном выражении на 0,3 процента. Если взять динамику среднедушевого уровня совокупного дохода в реальном выражении, то падение составит 2,3 процента.
А вот, что говорят данные центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» («Социальное мнение»), опубликованные в конце декабря: «В ходе опроса 39,5 процента его участников отметили, что их материальное состояние в 2020 году не изменилось, а у 5,7 процента респондентов оно улучшилось». Другими словами, у почти 55 процентов опрошенных материальное положение ухудшилось.
По словам министра экономического развития и сокращения бедности, в достижении цели сохранения материального уровня населения правительству помогло введение железной тетради. Жамшид Кучкаров считает, что именно железная тетрадь помогла оказать поддержку нуждающимся людям во время пандемии.
Оставим в стороне абсолютно непрозрачный механизм формирования списков нуждающихся, включённых в эти железные тетради, многочисленные случаи присвоения выделенных средств сотрудниками махаллинских комитетов и организации «откатов». Помощь доходила не до всех нуждающихся и была на нерегулярной основе. В августе министр по поддержки махалли и семьи Рахмат Маматов, заместители министра Азизбек Икрамов и Ботир Парпиев получили выговоры за недостатки в работе, в том числе и в деятельности махаллинских комитетов при распределении финансовой и материальной помощи.
Слова министра экономического развития и сокращения бедности о том, что «из-за пандемии в стране не увеличилась бедность» опровергаются другим чиновником этого же(!) министерства. В конце декабря директор департамента Министерства экономического развития и сокращения бедности Ильхом Маматкулов предоставил информацию о том, сколько граждан Узбекистана официально считается бедным.
В начале 2020 года Шавкат Мирзиёев заявил, что уровень бедности в стране составляет около 12-15 процентов. «Речь идёт о 4-5 миллионах жителей. Это очень большая цифра», — сказал глава государства в послании Олий Мажлису.
По словам Ильхома Маматкулова, это число в 2020 году увеличилось в полтора раза из-за пандемии. «По нашим предварительным оценкам, исходя из суммы базовых потребительских расходов, мы можем сказать, что уровень бедности населения значительно вырос по сравнению с тем, что было заявлено в начале года», — сказал директор департамента.
Также Ильхом Маматкулов сообщил, что на данный момент ведётся работа по определению численности малоимущего населения и разработке критериев. Работа в этом направлении находится на завершающей стадии. Он отметил, что методы измерения бедности различаются, и выбранный министерством метод, а также другие вопросы, касающиеся данной темы, будут вынесены на широкое обсуждение до принятия соответствующего документа.
Министра экономического развития и сокращения бедности заявляет о том, что в условиях пандемии бедность не увеличилась. Директор департамента этого же министерства говорит, что число бедных увеличилось в полтора раза. 4 ноября директор Центра экономических исследований и реформ Узбекистана (ЦЭИР) Обид Хакимов объясняет, что «семья из 5 человек, получающих на каждого по 5 600 сумов в день, не считается бедной». Ещё раньше, глава Народно-демократической партии Узбекистана (НДПУ) Улугбек Иноятов в передаче «Демократические дебаты», отвечая на вопрос журналиста, сказал: «В столице семья из пяти человек спокойно может прожить на 2,5 миллиона сумов в месяц».
Критерия отнесения к бедному, как мы видим, до сих пор нет. И говорить о бедности - как явлении - в таких условиях иррационально. Официальные данные о бедности базируются на данных Узстата. В 2000-2001 годах, - учитывая существовавшие в то время условия проживания в стране, - Всемирный банк рекомендовал методологию измерения уровня бедности в Узбекистане с использованием черты бедности, исходя из энергетической ценности пищевого потребления в размере 2 100 килокалорий на человека в день. Применение данной методологии, по мнению Всемирного банка, на современном этапе развития Узбекистана, как государства в группе стран со средними доходами на душу населения, нуждается в обновлении. Тем более, что уровень бедности определяется не только энергетической ценностью потребляемых продуктов.
Чиновники могут разрабатывать критерии бедности бесконечно долго. Ведь сами-то они гарантированно получают неплохие зарплаты из бюджетных средств. Могут себе позволить порассуждать… А что делать людям, перебивающимся от пенсии к пенсии, от зарплаты до зарплаты? Что делать людям, для которых невыплаченный в оговорённый срок заработок – это катастрофа для семьи? Что делать людям, перед которыми регулярно встаёт дилемма, что купить лекарства или продукты?
В ноябре 2019 года на совещании, посвящённом приоритетным задачам в сфере социальной защиты населения, президент страны отметил, что отсутствует целостная система, координирующая работу в области социальной защиты населения, этими вопросами занимаются около 30 государственных ведомств, организаций и комиссий. Воистину, «у семи нянек дитя без глазу».
Не удивительно, что поручение Шавката Мирзиёева о разработке нормативно-правовой базы для прожиточного минимума и минимальной потребительской корзины к 1 октября 2020 года до сих пор не выполнено. В своём послании парламенту президент вновь вернулся к этому вопросу и объявил, что «с 1 марта будущего [2021 – прим. авт.] года будут объявлены минимальные потребительские расходы населения».
Так работают наши чиновники, когда речь заходит о нуждах и потребностях граждан. Медленно, не торопясь, с важным видом разъясняя сложившиеся факторы. Да только населению от этих разъяснений становится всё хуже.
Какими будут размеры минимальной потребительской корзины и прожиточного минимума? Наверное, скоро узнаем. Будут ли они отражать реальные условия жизни или лишь умозаключения чиновников? Неизвестно.
Зато доподлинно известно, что чиновники продолжают смотреть на граждан как на толпу, массу, население, призванных безропотно осуществлять волю авторитарного режима. Эдакие могущественные и влиятельные вершители судеб...
Чиновники не понимают, что «государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами» (статья 2 Конституции Узбекистана). Чиновники не понимают, что, говоря словами президента, «нерешённые вовремя проблемы оказывают большое влияние на настроение и образ жизни населения». Чиновники не понимают, что отсутствие между ними и гражданами взаимного доверия к ничему хорошему не приведёт. И судя по последним высказываниям чиновников эта пропасть продолжает расширяться…
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.