Доктор политических и кандидат психологических наук, профессор, научный руководитель Лаборатории переговоров Университета мировой экономики и дипломатии Алишер Амануллаевич Файзуллаев делится своими размышлениями о современном образовании и прогрессивных методах познания.
Что полезного в нашем образовании?
Удивительно, почему в школах и вузах не обучают или плохо обучают многим важнейшим вещам, которые очень нужны людям в их личной, профессиональной и общественной жизни? Например, как правильно дышать, сидеть, ходить, держать осанку, или как быть креативным, выражать себя, находить свой жизненный путь и реализовать собственный потенциал, или как эффективно общаться с людьми и быть хорошим коммуникатором и переговорщиком, или как управлять своим вниманием и временем, ставить цели, решать проблемы и иметь дело со стрессами, или как развивать эмоциональный интеллект, интуицию и социальную ответственность. Школьные и университетские программы как-то вяло реагируют на острые проблемы, слабо готовят учащихся к реалиям жизни, будущим вызовам. Зато в них есть много того, что совсем не интересно как студентом, так и самим преподавателям, и, главное, никогда потом не бывают востребованными. Кто помнит какие-то полезные вещи, которым вас обучили в школе и вузе и которые потом пригодились в жизни? Лично я, увы, припоминаю немногое. Большинство полезных знаний и навыков я получил, как и многие другие люди, путем самостоятельного поиска и чтения, проб и ошибок, а также благодаря общению с родителями и замечательными людьми, с которыми свела меня жизнь. А кто не скучал во время многих занятий? Таких, наверное, трудно найти.
Дело, конечно, не только в предметах изучения, но и методах преподавания. Увы, многие даже полезные предметы вызывают тоску из-за того, что преподаватели не могут их преподнести интересным образом, вовлечь школьников и студентов, зажечь их сердца. Между тем есть ли в мире более увлекательного занятия, чем познание? Посмотрите на маленьких детей – они с увлечением познают мир, для них это настоящая потребность и радость. Но, к сожалению, со временем большинство людей начинает относиться к процессу познания как к неинтересному, тяжелому и малополезному занятию.
Мир стремительно меняется: он становится чрезвычайно сложным и трудно предсказуемым, в нем появляются невиданные до сих пор вызовы, риски и угрозы. И как же современная система образования отвечает на меняющийся мир? Приходится признать, что традиционное образование уже не выдерживает натиск времени. В целом оно отстало от жизни, и это отставание все более увеличивается.
Традиционное образование
Как учили раньше, и в значительной степени продолжают обучать сейчас? Схема довольно простая: есть учитель, есть ученик, и есть определенное знание, которое передается учителем ученику. При этом учитель – главное действующее лицо, более активная сторона. Он или она – непререкаемый авторитет. Ученик, конечно, может задавать вопросы, но лишь в рамках установленного регламента, с одобрения учителя. Хороший преподаватель представляет собой знающего специалиста, который способен успешно передать нужную порцию знания ученику. Плохо, если учитель что-то не знает в рамках своего предмета, и стыдно, если он признается в этом. Учитель есть и воплощение справедливости: хороший ученик получает от него высокие оценки и заслуженную похвалу, а плохой – «неуд» и порицания. Пусть ученики заучивают и запоминают материал, главное, чтобы они показали усвоенное знание, если у них об этом спросят. Были времена, когда в ход пускали палку или руку, но все, как говорится, ради блага ученика – чтобы он приобретал полагающиеся знания.
Что не так с традиционной моделью познания?
Конечно, были и есть много замечательных преподавателей, которые вдохновляли и продолжают вдохновлять своих учеников благодаря своим личностным качествам и знаниям. Но в целом в современном мире классическая модель преподавания и приобретения знаний стала обнаруживать недостатки и давать сбои. Оказывается, даже усвоившие необходимый объем знаний часто многое забывают. И главное, полученные в школе или вузе знания зачастую мало помогают в жизни и профессиональной деятельности. Особенно в сложных, непредсказуемых, нестандартных ситуациях, в среде, которая требует креативного мышления и инновационного подхода. Старые методы обучения воспринимаются многими школьниками и студентами как тяжелый и не очень интересный труд. Всякого рода формальные оценки знаний вызывают формальное отношение к образованию. А тесты, вместо того, чтобы развивать творческое мышление, сужают его до довольно отупляющей задачи выбора между заданными вариантами ответа. Критическое мышление школьника или студента нередко вызывает подозрение у преподавателей и администрации, настроенных на традиционный процесс познания.
Но время, в котором живет человечество, и задачи, которые оно сейчас ставит, все настойчивее требует внесения кардинальных изменений в процесс преподавания и познания. Чтобы быть успешными в XXI веке, многие страны начали серьезный поиск новых моделей образования, в том числе более эффективных методов познания. Самый яркий пример, пожалуй – это Финляндия. Финские успехи и инновации в школьном образовании ныне общепризнаны, и страна, согласно всем экспертным оценкам, считается одной из лучших в мире по качеству школьного образования. В школах Финляндии уделяют первостепенное внимание не оценкам учеников, а развитию их критического мышления, умению решать проблемы, практическому применению знаний в жизни. В Финляндии ко всем ученикам относятся одинаково, не выделяют хороших и плохих, учитывают их индивидуальные различия, поощряют школьников работать вместе, выполнять групповые задания. В младших классах нет никаких отметок, в старших принята в основном устная оценка, а также более гибкие и щадящие системы оценок (например, дважды в год школы отправляют домой ученикам свои отчеты и оценки учебы детей). Нет никаких экзаменов, кроме одной, которая проводится перед завершением школьного образования. В последнее время отменили даже разделение учебного процесса по предметам: учебный процесс теперь строится вокруг определенных тем и выполнения проектов. Например, проблем иммиграции, глобализации или потепления климата.
В успехе финской школы большую роль играет положение учителей. Профессия школьного учителя в Финляндии – одна из самых престижных, статусных и высокооплачиваемых. В университетах среди абитуриентов, выбравших профессию школьного учителя, очень высокий конкурс. Чтобы преподавать в общеобразовательных школах, финские учителя должны иметь магистерскую степень. Учителей не мучают всякими проверками и оценками их знаний: им доверяют. Их не отвлекают на посторонние дела. В среднем в школах Финляндии учатся 195 школьников, среднее количество учеников в классе – 19. Учителя стараются вовлечь всех без исключения учеников в дискуссии и групповые задания. Они меньше всего озабочены оценкой знаний учеников и наказанием за плохую успеваемость. Проводятся много выездных занятий, экскурсий.
Но как можно добиваться высоких показателей в образовании, поддерживать интерес к познанию среди учеников без оценок знаний и наказаний за неудовлетворительную успеваемость и плохое поведение? Один из набирающих во всем мире популярность подходов к процессу обучения называется социальным конструктивизмом, или просто конструктивизмом. Финская система школьного образования в значительной степени основана на таком подходе.
Социальный конструктивизм в познании
Человечество всегда искало эффективные системы обеспечения познания, и такие поиски до сих пор продолжаются. Работы Ж.Пиаже, Л.С.Выготского, Дж.Брунера и других выдающихся исследователей внесли большой вклад в становление конструктивистской парадигмы в обучении и познании.
Конструктивизм исходит из посыла о том, что знание конструируется в ходе социального взаимодействия. В частности, во взаимодействии между учителем и учеником, а также между самими учащимися. Но при этом задача учителя меняется: он теперь выступает не как инструктор, а скорее как ментор и человек, содействующий ученику в выработке знания, т.е. как фасилитатор. Конструктивистский подход центрирован не на учителе, как это было в традиционном образовании, а на ученике. В процессе обучения учитель тоже превращается в познающего: для него каждый урок – это увлекательный процесс совместного познания, общее путешествие в мир знания. Объем современных знаний такой колоссальный, что даже лучшему специалисту невозможно все знать. И отвечая на какой-нибудь сложный вопрос, учитель теперь может открыто и без всякого смущения признавать, что он не знает ответа. Но его задача – предложить своим ученикам предпринять совместные усилия, чтобы найти лучший ответ. Хорошая форма такого поиска – работа над групповым проектом, над какой-то конкретной проблемой. И важно, чтобы эта проблема была значимой, имела смысл для познающих.
Конструктивистское обучение
Каждый урок в конструктивистском духе представляет собой попытку решения проблем. Познающие раскрепощены, они могут свободно дискутировать, обмениваться идеями и наблюдениями, анализировать кейсы и жизненные примеры, играть ролевые или другие игры, симулировать, экспериментировать, выражать себя, свое отношение к обсуждаемым вопросам, привнести в учебный процесс личный опыт. Учитель избегает закрытые вопросы, требующие лишь ответа «да» или «нет», но он использует открытые вопросы, которые поощряют мыслительную активность учащегося. Не обязательно все время сидеть в классе: выездные или «полевые» занятия, «сократовские» диалоги на природе, экскурсии, совместные просмотры художественного или документального фильма и его обсуждение – часть познавательного процесса. И все это происходит в групповом взаимодействии, в режиме активного диалога и самовыражения. Ученики и учитель создают так называемое сообщество знания, или познающее (эпистемологическое) сообщество. Это сообщество отличается особой атмосферой, поощряющей процесс познания. У членов сообщества появляется высокая мотивация к познанию, желание совместно искать ответы и делать открытия.
Социальный конструктивизм может оказаться весьма ценной методологией познания и в онлайн обучении. Онлайн образование становится все более популярным и востребованным во всем мире. В настоящее время лишь в США более 7 миллионов человек обучаются в онлайн классах. Многие современные онлайн классы ставят целью создания интерактивного познающего сообщества. По интенсивности общения между преподавателем и студентами, а также между самими учащимися онлайн классы способны даже превосходить обычные классы: члены познающего онлайн сообщества, по существу, могут на постоянной основе взаимодействовать между собой путем переписки, видео или голосовых конференций, обсуждения тех или иных статей, книг или кейсов. Познающие группы в социальных сетях, например, в Facebook, также могут работать по такому же интерактивному принципу, помогать своим членам совместно конструировать знания.
Конструктивистский класс поощряет критическое мышление, самостоятельность и ответственность учащихся, их способность выражать собственное мнение, использовать не только разум, но и чувства, визуальные образы, движения и другие невербальные средства. Преподаватель мотивирует своих учеников быть активными, не бояться использовать предыдущие знания и жизненный опыт. Конструктивизм не исключает оценку результатов учебы, но такая оценка учитывает участие ученика и его продвижение в познавательном процессе. И очень важно, чтобы процесс познания был наполнен для познающего смыслом, а вырабатываемые знания имели для него значение. Механическое познание, зазубривание материала противоречит духу социального конструктивизма. Совершенно чужд конструктивизму и тесты с выбором правильного ответа из предоставленных вариантов. Конструктивизм предпочитает использование в образовательном процессе не учебников, а дискуссионных материалов.
Новые умения и навыки преподавателя
Социальный конструктивизм в образовании требует от учителей новых умений и навыков. Это и способность поощрять самостоятельную работу и развивать критическое мышление у школьников или студентов, мотивировать их, вовлекать в совместную активность, и, что очень важно – создавать стимулирующую атмосферу познания. Учитель теперь не просто дает знание, но помогает учащимся вырабатывать его, то есть выступает как бы медиатором в познавательном процессе. Важнейшая задача учителя – превратить процесс познания в значимый и смыслообразующий процесс, помочь познающим понять смысл и значение концепций, событий и явлений. Теперь сам преподаватель должен все время учиться, а также вести исследования – иначе он не будет органически вписываться в сообщество знания. Учитель, если он не хороший коммуникатор, не может мотивировать и заниматься инновациями, не в состоянии организовать увлекательный и значимый для учеников процесс познания, не способен быть успешным и важным членом познающего сообщества.
Учитель – это и лидер сообщества знания, но его лидерство не авторитарное, не направлено на утверждение собственного видения и понимания мира, не подавляет учеников. Более того, это такое лидерство, при котором сам учитель может «раствориться» в группе, стать одним из ее активных членов. Это лидерство, которое ставит в центр познающего сообщества учеников и сам процесс познания. Для современного преподавателя, обучающего в конструктивистском духе, лекции могут сохранить свою значимость, но все-таки они теперь не очень длинные по времени, и обязательно интерактивные и вовлекающие слушателей.
Образовательный конструктивизм и исследования
Социальный конструктивизм в образовании приветствует совместные исследовательские проекты учащихся, а также учеников и преподавателя. Это и ценный социальный опыт, и возможность выражать себя, и вносить вклад в познающее сообщество.
В каждом конструктивистском классе или уроке обязательно присутствуют элементы поиска, исследования. Умелые преподаватели превращают решение проблем, в том числе из реальной жизни, в творческий и значимый для познающих процесс. Лучшие учителя не отделяют процессы преподавания и исследования: образование и наука взаимно дополняют друг друга, помогают друг другу. Учащиеся могут стимулировать научное творчество учителя, и преподаватель, обсуждая свои научные проблемы в познающем сообществе, может получить от студентов ценные инсайты.
Преподаватели-конструктивисты широко используют стимулирующие возможности вопросов. Хороший преподаватель-конструктивист – это мастер интересных вопросов. Но преподаватели поощряют и самих студентов ставить перед познающим сообществом вопросы. В частности, преподаватель может просить студентов во время экзамена не отвечать, а задавать оригинальные, нестандартные вопросы, чтобы затем совместно искать ответы. Чтобы задать хороший вопрос, познающему необходимо углубиться в предмет познания, увидеть его проблемные стороны, иметь критическое мышление.
Социальный конструктивизм в познании vs плагиат
Существуют фундаментальные факторы, порождающие плагиат. Среди них и чрезмерный упор на оценку знания и «правильность» ответов, и боязнь быть неудачным, и незнание предмета и методов исследования, и неумение выполнять самостоятельную работу, и нехватка времени, и т.п. Немотивированный школьник или студент, незаинтересованный в познании или не включенный в познавательный процесс, может поддаться искушению прибегнуть к плагиату, тем более, что в эпоху Интернета это делать довольно легко.
Переговорный тренинг студентов УМЭД в Лаборатории переговоров.
Образовательные учреждения во всем мире используют различные методы борьбы против плагиата, в частности, воспитательную и разъяснительную работу, обучение методам добросовестного научного исследования, проверку представленных работ специальными программами, а также наказание за списание. Конструктивистский подход делает упор и на формирование мотивации к познанию, создание стимулирующих познающих сообществ и поощрение поиска, познавательных усилий, даже если не всегда и не во всем успешного.
Социальный конструктивизм в образовании также поощряет индивидуальный подход к учащимся. Считается, что каждый школьник и студент – это уникальная личность со своими когнитивными и эмоциональными особенностями. У каждого учащегося может быть собственный стиль познания. Стараясь не сравнивать учащихся, но содействовать развитию своеобразного потенциала каждого из них, преподаватель-конструктивист способствует созданию духа неприемлемости и ненужности плагиата. Плагиат бывает не востребованным и тогда, когда задания ставятся и формулируются преподавателем (зачастую с помощью самих учащихся) оригинальным образом и побуждают школьников и студентов делать свое исследование и находить собственные ответы.
Учебное заведение как познающее сообщество
С точки зрения конструктивизма хорошо, когда высокий дух познания присущ не только учебным классам, но и школам и университетам в целом. К сожалению, из-за сложностей в управлении и бюрократических элементов, учебные заведения как организации нередко теряют такой дух, и их трудно характеризовать как познающее сообщество. В этой связи важной задачей представляется управление учебным заведением не как бюрократической организацией, а как сообществом знания.
Совместное занятие студентов УМЭД и магистрантов Колумбийского университета в Лаборатории переговоров.
Для того, чтобы сформировать такое сообщество, важно взаимное уважение между учениками и учителями. Нельзя построить эффективное познавательное сообщество без уважения личности и индивидуальных различий между людьми. Социальный конструктивизм более эффективно внедряется в образовательный процесс, если в школе или вузе царит атмосфера поощрения поиска знания и сотрудничества, а не наказания за незнание. Позитивную роль играет и архитектура открытого пространства в образовательном учреждении – она способствует коммуникации и взаимодействию людей, находящихся в помещении.
Цели образования
Универсальной цели и всеобщей модели образования не существует. И не может быть. Любая система образования служит определенным целям и задачам, даже если они не вполне осознаются. Можно сказать, что даже самая «нецелесообразная» или хаотично выстроенная система образования имеет свои цели и выполняет определенные задачи.
Например, мы можем жаловаться на то, что та или иная система образования не совсем эффективна, или можем удивляться, откуда берутся плохие ученики или учителя. Но мало кто задумывается о том, что существующее положение вещей отвечает определенным целям и задачам, то есть имеет смысл с точки зрения наличной реальности. Можно рискнуть сказать, что, если система образования неэффективна, значит, многих это вполне устраивает. Если общество не заинтересовано в формировании критически мыслящих и креативных личностей, оно особо не будет стремиться сделать школы и вузы инновационными. Но если общество действительно заинтересовано в инновациях, оно способно кардинально менять и улучшить систему образования, поощрять критическое мышление и креативный дух у преподавателей и учащихся. Словом, каждое общество должно честно и четко ответить на вопрос: какое образование ему нужно, и что надо делать, чтобы развивать необходимую систему образования? Добиться поставленных целей можно, когда сами эти цели ясно определены.
Больше интересных новостей и мнений в Телеграм-канале @RepostUZ.