Сегодня в магазинах розничной торговли всё чаще встречается табачная продукция без акцизных марок и предупредительных надписей. Эти же товары можно купить и на многолюдных улицах или возле станций метро, где у каких-нибудь пожилых женщин помимо семечек и жвачек есть отдельная небольшая корзина с сигаретами. На вопрос «почему без маркировки?» отвечают «потому что таджикские».
Несмотря на все принимаемые нормативные документы, ужесточение требований к производителям и импортерам табачной продукции, доля нелегального оборота в общем объеме рынка продолжает расти.
К примеру, в конце августа 2023 года в Узбекистане вступил в силу закон «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции».
Документ запретил:
• работу уличных торговцев;
• продажу табачной продукции вне специально оборудованных торговых точек;
• реализацию табачной продукции без маркировки;
• продажу «штучных» сигарет;
• реализацию табачных изделий лицам, не достигшим 21 года.
За нарушение этих требований теперь грозит полная конфискация товара и штраф до 15 млн сумов. В целом, введение таких жестких ограничений можно объяснить тем, что уличная торговля является основным фактором «развития» нелегального оборота табачной продукции.
Страдает, в первую очередь, экономика. Статистика показала, что с января по сентябрь этого года из-за незаконной продажи сигарет государственный бюджет недополучил 600 млрд сумов. Всего доля контрабанды табачной продукции в экономике страны составила 24,1%. По этому показателю лидируют Ферганская область (42,8%) и Ташкент (19,5%).
Согласно данным Государственного таможенного комитета, с начала года в Узбекистане пресечено 214 случаев незаконного ввоза табачной продукции в общем объеме 4,7 млн пачек на сумму 75,2 млрд сумов.
В Узбекистане активная борьба с серым рынком табачной продукции началась в конце 2020 года, когда правительство начало внедрение с 1 января 2021 года системы поэтапной маркировки отдельных видов товаров.
Так, производители или импортеры сигарет начали маркировку своих товаров с 1 января 2021 года. Полная маркировка остальных видов табачной продукции, включая нагревательный табак, стала обязательной с 1 октября 2022 года.
Маркировка — это не просто цифровой учет товаров, но и, в первую очередь, инструмент контроля качества сигарет на предмет соответствия указанных на упаковках параметров. Например, при проверке контрабандной пачки было установлено, что количество смолы и никотина в одной сигарете превышала норму в 2-5 раз.
Ограничения, установленные вышеназванным законом, обусловлены факторами, которые создают максимально наглядную цепочку. Торговые точки, реализующие нелегальный товар, по сути становятся настоящими дистрибьюторами контрабандистов. Это, по логике вещей, «снимает ответственность» и за рост курения среди подростков. Потому что, продавая контрафакт, никто не будет спрашивать о возрасте или требовать документы.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что нелегальный оборот табачной продукции приводит к двум серьезным проблемам: недостача в бюджете и рост подросткового курения. Критическая ситуация на табачном рынке демонстрирует, что принятие документа об обязательной маркировке за 2 года не дало ожидаемых результатов.
Автор: Фарход Ташпулатов