Узбекистан

18.09.2020 | 10:48

Когда указ чиновникам не указ

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, почему повышение исполнительной дисциплины – основное условие оптимизации системы власти. 

Если ты повинуешься неохотно, ты раб, если охотно — служитель.

Публилий Сир, древнеримский поэт.

Самодур все силится доказать, что ему никто не указ, и что он — что захочет, то и сделает. 

Николай Добролюбов, статья «Тёмное царство».

Исполнительная власть в Республике Узбекистан представляет собой самостоятельную и независимую в рамках принципа разделения властей ветвь государственной власти, носящую всеобъемлющий, предметный и организующий характер. Структурированная в единую систему органов исполнительной власти, она должна обеспечивать исполнение и реализацию законов, а также указов, постановлений и распоряжений президента. 

Значение деятельности исполнительной власти и соблюдения ею дисциплины значительно возрастает при осуществлении реформирования общественной жизни. Ускорение социально-экономического развития страны в существенной степени определяется повышением дисциплины и организованности, ответственности каждого сотрудника или органа за порученную работу и её результаты.

«Дисциплина – мать победы» (Александр Суворов, русский полководец)

Исполнительная дисциплина – это показатель ответственности за выполнение непосредственных приказов, указаний, решений и поручений, принятых на более высоком уровне управления. Термин «исполнительная дисциплина» может применяться как по отношению к определенному сотруднику, так и по отношению к организации в целом. Стоит чётко понимать, что дисциплина организации зависит от дисциплины сотрудников. Чем лучше работники справляются со своими задачами, чем добросовестней подходят к работе и к выполнению поручений, тем выше исполнительная дисциплина, а значит и эффективность всей организации.

Проблема соблюдения исполнительной дисциплины существовала и раньше. Так, в 12 января 1999 года было принято постановление Кабинета Министров «О мерах по укреплению исполнительной дисциплины», в котором были отмечены выявленные «многочисленные факты низкой исполнительной дисциплины, серьёзные недостатки в организаторской и контрольной деятельности республиканских органов управления, местных органов власти и хозяйственных объединений».

«Руководители Комплексов Кабинета Министров не осуществляют систематического и жёсткого контроля за работой своего аппарата, подведомственных министерств, ведомств и предприятий, слабо координируют деятельность отраслевых органов управления и хокимиятов, не дают принципиальную оценку фактам формального подхода к реализации правительственных решений.

Министерства, ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента практическую работу по выполнению указов Президента Республики Узбекистан, постановлений и поручений Кабинета Министров порой подменяют многочисленными совещаниями и заседаниями, сбором различных справок, информаций и статданных, принятием новых решений коллегий и распоряжений хокимов. При этом не обеспечивается устранение имеющихся недостатков, реализация проблемных вопросов, и в конечном итоге, достижение намеченных целей.

Контроль и проверка исполнения зачастую носят кратковременный, эпизодический характер, крайне редко изучается фактическое положение дел на местах, особенно в низовых структурных подразделениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях», - говорилось в постановлении правительства.

И если с неудовлетворительной исполнительной дисциплиной можно смириться в «обычное» время, то во время проведения реформ такое отношение просто недопустимо. 

Принятие и реализация Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах – новый этап всеобъемлющего реформирования страны. Но эффективность проводимых реформ, создание условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, реализация приоритетных направлений по модернизации страны и либерализация всех сфер жизни возможна лишь при строгом соблюдении исполнительной дисциплины. Необходимо формирование совершенно новой, эффективной и качественно функционирующей системы государственного управления, организации слаженной деятельности органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах. 

Принятие указа Президента от 8 сентября 2017 года № УП-5185 «Об утверждении Концепции административной реформы в Республике Узбекистан» стал закономерным и логическим шагом по созданию соответствующих институциональных основ и внедрению новых принципов деятельности органов исполнительной власти и органов хозяйственного управления, отвечающих современным требованиям. Как отмечено в указе, «полноценной реализации проводимых реформ и достижению поставленных целей препятствуют не отвечающие современным требованиям институциональные основы и принципы деятельности отдельных органов исполнительной власти и органов хозяйственного управления.

Сохраняется ряд системных проблем и недостатков, сдерживающих успешное проведение государственной политики по модернизации отраслей экономики и социальной сферы, всестороннему развитию территорий, повышению уровня жизни и благосостояния населения, в числе которых: … действующая система координации и контроля деятельности органов исполнительной власти не обеспечивает своевременное выявление и устранение системных проблем, препятствующих исполнению принимаемых решений».

О необходимости чёткого соблюдения исполнительной дисциплины на всех уровнях государственной власти указывалось в постановлении Президента от 5 октября 2018 года № ПП-3962 «О мерах по дальнейшему укреплению исполнительской дисциплины в государственных органах и организациях»: «Отмечаются случаи безответственности и формализма в вопросах соблюдения актов и поручений Президента Республики Узбекистан, остаются неэффективными меры по созданию необходимых условий для организации общественного контроля, не принимаются действенные меры по автоматизации внутренних процессов делопроизводства, а также допускается консервативно-бюрократическое отношение к исполнительской дисциплине».

Оптимизация системы исполнительной власти как социально-политического и правового института предполагает собой улучшение, дополнение и развитие принципов организации и деятельности всей структурированной совокупности государственных органов исполнительной власти, приведение практики её формирования и функционирования в соответствие с действующим законодательством. В свою очередь, существующее законодательство должно отражать объективные изменения общественных отношений в области государственного управления. Таким образом, исполнительная власть должна постоянно совершенствоваться для того, чтобы одновременно обладать признаками легитимности и легальности, обладая оптимальным набором принципов своей организации и деятельности.

Рассмотрим лишь несколько фактов нарушения исполнительной дисциплины, которые прямо затрагивают права и интересы граждан страны.

«Мы устранили проблему с пропиской. Каждый имеет право жить в столице, независимо от того, в каком регионе он родился» (Шавкат Мирзиёев, 29 августа 2020 года)

Указом президента от 22 января 2018 года № УП-5308 «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» была предусмотрена отмена ограничений, связанных с пропиской, при получении паспорта, обучении, трудоустройстве и реализации других конституционных прав граждан. 

Пункт 56 Государственной программы предусматривал «упрощение процедуры постоянной и временной регистрации (прописки) в целях обеспечения гарантий конституционных прав граждан». Этим же пунктом была определена отмена ограничений на покупку недвижимости на вторичном рынке в городе Ташкенте и Ташкентской области для граждан, не имеющих постоянной прописки в столичном регионе. Действительно, длительное время граждане Узбекистана фактически делились на людей «столичных» и «областных»: при этом «столичные» имели право приобретать жилье на всей территории страны.

Запрет на приобретение жилья на рынке столичного региона гражданам, не имеющим ташкентской прописки, противоречил Конституции страны (статья 18: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения», статья 19: «Права и свободы граждан, закреплённые в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их», статья 54: «Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом»). 

Кроме нарушения конституционных прав наличие института прописки способствовало сохранению нелегальной миграции, сдерживанию формирования единого рынка труда, нормализации и оптимизации миграционных потоков, ускорения процессов урбанизации и приводило к поддержке и развитию коррупции и теневой экономики.

Уже в феврале 2018 года Министерство юстиции подготовило свои предложения по пункту 56 Государственной программы, а именно по отмене «ограничений на покупку недвижимости на вторичном рынке». В проекте предусматривалось право физических лиц, постоянно проживающих в Узбекистане и имеющих постоянную прописку в других регионах республики, приобретать недвижимое имущество в Ташкенте и Ташкентской области.

Чуть ранее - 12 января 2018 года - на брифинге в центре «Стратегия развития» заместитель начальника Главного управления миграции и оформления гражданства МВД Улугбек Ташходжаев заявил, что полностью отказаться от системы прописки в Узбекистане пока невозможно. «Для этого необходима большая подготовительная работа», – отметил он. По мнению представителя МВД, проблему прописки устранит сбалансированное социально-экономическое развитие всех регионов страны.

22 октября 2018 года было принято постановление Кабинета Министров № 845, которым было разрешено приобретать физическим лицам, не имеющим постоянной прописки в городе Ташкенте и Ташкентской области, недвижимое имущество в новостройках города Ташкента и Ташкентской области с осуществлением расчётов через банковские счета. Этим же постановлением предусматривалось, что иностранные граждане или лица без гражданства, прибывшие в город Ташкент и Ташкентскую область из других регионов республики и имеющие постоянную прописку в этих регионах, а также прибывшие из других государств и получившие вид на жительство, могут приобрести недвижимое имущество в новостройках города Ташкента и Ташкентской области стоимостью не менее 3 300 минимальных заработных плат с осуществлением расчётов через банковские счета. 

Понятно, что указанные изменения были приняты с целью стимулирования приобретения жилья на первичном рынке столичного региона, развитию жилищного строительства в Ташкенте и Ташкентской области и его финансовому оздоровлению. Однако, сложившаяся ситуация, когда иногородние граждане республики получили право приобретать жилье в новостройках Ташкента, но продолжало отсутствовать право покупки вторичного жилья в столице, нарушало их права, а также права продавцов вторичного жилья (ставило последних в неравные условия с девелоперами и ущемляло их право свободно распоряжаться имуществом).

Таким образом, пункт 56 указа президента от 22 января 2018 года № УП-5308 «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» в важнейшей части - либерализации вторичного рынка жилья в Ташкенте и Ташкентской области -  оказался невыполненным.

2019 год. Никаких изменений в институте прописки и условиях приобретения жилья в столичном регионе не наблюдается. 

2020 год. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своём послании парламенту 24 января поручил реформировать систему прописки до 1 апреля 2020 года. «Мы держали ноги своих граждан в кандалах и не решали эту проблему 30 лет», — заявил президент.

2 марта 2020 года выходит указ президента «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики». В нём было предусмотрено реформирование института прописки, а также содержалось положение о «внедрении с 1 апреля 2020 года порядка, согласно которому не требуется наличие постоянной прописки в городе Ташкенте и Ташкентской области для граждан Республики Узбекистан при приобретении недвижимого имущества в данных регионах». 22 апреля 2020 года указ президента «О мерах по реформированию порядка постоянной прописки и учёта по месту пребывания» закрепляет «переход от системы постоянной прописки, имеющей разрешительный характер, к системе регистрации уведомительного характера».

Срок исполнения пункта 56 «Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» был определен 20 марта 2018 года. 

Фактически – в части предоставления права приобретения недвижимого имущества в столичном регионе всем гражданам республики – он был выполнен 1 апреля 2020 года.

Два года! Два года отсрочки исполнения административно-технической задачи, которая не требовала особых материальных затрат. И как с такой исполнительной дисциплиной можно проводить реформирование общественной жизни? 

«До меня тоже ломали, строили, тогда тоже не было Генплана. Генплан подобен демократии: за один день не делается, его нужно создавать годами» (из интервью Джахонгира Артыкходжаева программе Alter Ego)

17 августа 2018 года был принят указ президента № УП-5515 «О правовом эксперименте по внедрению особого порядка управления в городе Ташкенте», в котором подчёркивается, что «изучение реального положения дел в городе Ташкенте свидетельствует о наличии системных проблем и недостатков, сдерживающих ускоренный рост и модернизацию отраслей экономики, привлечение инвестиций, развитие социальной сферы, оперативное решение насущных проблем населения. 

... Отсутствие утверждённого генерального плана города Ташкента приводит к неупорядоченному строительству, не позволяет определять дальнейшее расширение деятельности субъектов предпринимательства, а также сдерживает опережающее социально-экономическое развитие столицы с учётом комплексного размещения социальных объектов и расширения инженерно-коммуникационных сетей…»

Пункт 14 указа содержит поручение: «Хокиму города Ташкента внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:

до 1 января 2019 года проект постановления Президента Республики Узбекистан об утверждении концепции генерального плана города Ташкента;

до 1 декабря 2019 года на основе утвержденной концепции генерального плана города Ташкента — проект постановления Президента Республики Узбекистан об утверждении генерального плана города Ташкента».

Сентябрь 2020 года. Концепции генерального плана города Ташкента нет. Почему осуществление генерального плана, - судя по информации в СМИ, - как эстафетную палочку передают китайским, британским и турецким специалистам? Почему чиновники нарушают сроки исполнения поручений президента и при этом не несут никакой ответственности?

Комментируя ситуацию вокруг разрабатываемого генерального плана, столичный градоначальник Джахонгир Артыкходжаев заявил: «Конечно, я думаю, для определения стратегии всегда нужен генеральный план. Сейчас многие думают, что если имеется генеральный план, то наша жизнь улучшится. Однако, генеральный план не определяет развитие экономической, политической или других сфер».

Очень странное высказывание хокима Ташкента. Именно в генеральном плане определяются расположение объектов социальной сферы, основные направления развития инженерных и транспортных систем, мероприятия по сохранению культурного и исторического наследия, очерёдность освоения, реконструкции территорий и строительства, обеспечение экологического и санитарного благополучия города. То, что генеральный план определяет и дальнейшее экономическое развитие города, наверное, нет нужды объяснять.

Генеральный план — это важнейший инструмент пространственного планирования, определяющий направление развития территории на расчётный период (10-20 лет). И, несомненно, идеи и проекты, заложенные в плане, могут значительно улучшить условия проживания горожан. Или, наоборот, привести к образованию неблагоприятной городской среды.

Также некорректно разработанный генплан может привести к росту общественно-социального напряжения: достаточно вспомнить всплеск протестных настроений в феврале 2019 года, когда были обнародованы планы строительства Mirzo-Ulubek Business City в Ташкенте.

Наличие генерального плана приведёт к тому, что «наша жизнь улучшится»: определение зон реконструкции позволит жителям и предпринимателям планировать свою жизнь и деятельность, своевременно защищать свои нарушенные права, искоренить точечную застройку и даст весомый аргумент против произвола чиновников и новоявленных застройщиков. Ведь генеральный план, по выражению урбаниста, архитектора и основателя Высшей школы урбанистики Александра Высоковского, представляет собой «обязательства города перед населением».

28 апреля 2020 года хокимият Ташкента опубликовал проект постановления президента «О мерах по разработке проекта генерального плана развития города Ташкента до 2041 года» на портале СОВАЗ. Отмечено, что концепция генплана разработана администрацией города, ГУП «ТашкентбошпланЛИТИ» и турецкой компанией Kentsel Yenileme Merkezi A.S.

Указом президента «О правовом эксперименте по внедрению особого порядка управления в городе Ташкенте» от 17 августа 2018 года № УП-5515 хоким Ташкента должен был внести в Кабинет Министров «до 1 января 2019 года проект постановления Президента Республики Узбекистан об утверждении концепции генерального плана города Ташкента». В конце апреля 2020 года мы видим проект постановления президента «О мерах по разработке проекта генерального плана развития города Ташкента до 2041 года».

В проекте постановления президента содержатся лишь общие намерения, а ведь мы давно должны были видеть уже концепцию или несколько концепций генерального плана столицы. 

Для сведения, генеральный план разрабатывается в несколько этапов: осуществление концепции планировки территории (количество, характер и местоположение зданий и строений; инженерные коммуникации; тротуары и дороги; элементы благоустройства); разработка нескольких вариантов реализации концепции в виде схематических планов, из которых в ходе обсуждения выбирается один; затем для выбранного варианта готовится рабочая документация. Именно на последнем этапе разрабатывается рабочий проект генерального плана.

Вынесение на обсуждение проекта постановления президента о мерах по разработке проекта генерального плана столицы говорит о том, что концепция у разработчиков готова. Где тогда схематические планы этой концепции, которые должны быть подвергнуты общественному обсуждению?

«Граждане, органы самоуправления граждан и общественные объединения до утверждения градостроительной документации имеют право обсуждать, вносить предложения и участвовать в подготовке решений в области градостроительной деятельности» (статья 10 Градостроительного кодекса) и «Органы государственной власти областей и города Ташкента в пределах своих полномочий: … регулярно информируют население о принимаемых решениях в области градостроительной деятельности…» (статья 19 там же).

Чиновники не желают ни ускорить принятие Генерального плана, ни обсуждать схематические планы, которые должны быть подготовлены в рамках разработки концепции. Несомненно, в этом есть определенное удобство: нет схематических планов – нет обсуждения, нет генерального плана – застройщики могут выбрать любой понравившийся им земельный участок. Что сейчас и происходит в действительности…

«Никто ничего в этом понять не мог, точно в казённом указе, в котором писано и переписано, то туда, то сюда и «в дву потомуж» (Николай Лесков, повесть «Несмертельный Голован»)

С отсутствием генерального плана столицы связано решение ещё одной очень важной задачи - выкуп земельных участков несельскохозяйственного назначения, выделенных для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома. 

10 января 2019 года был принят указ президента «О мерах по коренному совершенствованию процессов урбанизации». Пункт 2 указа гласил об установлении с 1 июля 2019 года порядка, в соответствии с которым юридические (резиденты Республики Узбекистан) и физические лица (граждане Республики Узбекистан) вправе приватизировать земельные участки, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности или приватизируемые ими здания и сооружения, прилегающие к ним земельные участки, а также земельные участки, предоставленные гражданам для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома.

1 марта 2020 года вступил в силу закон от 13 августа 2019 года № ЗРУ-552 «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения». Для его исполнения указом президента было предусмотрено принятие ряда нормативно-правовых актов:

Земельного кодекса в новой редакции (не принят – прим. авт.);

Закона «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» (подписан президентом 13 августа 2019 года, вступил в силу с 1 марта 2020 года – прим. авт.);

Положения о порядке приватизации и определения рыночной стоимости земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, принадлежащими юридическим лицам (подготовлен проект постановления правительства 1 июня 2019 года ID-3684, Положение не принято – прим. авт.);

Положения о порядке определения границ земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, а также участков, прилегающих к ним, необходимых для осуществления производственной деятельности (подготовлен проект постановления правительства 8 мая 2019 года ID-3366, Положение не принято – прим. авт.);

Положения о порядке приватизации и определения рыночной стоимости земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома (подготовлен проект постановления правительства 1 июня 2019 года ID-3687, Положение не принято – прим. авт.).

Видно, что Положения, регламентирующие механизм приватизации земельных участков, не приняты. Срок, - 1 июля 2019 года - определенный для начала приватизации земельных участков указом президента от 10 января 2019 года, оказался сорванным. Такая же участь постигла передвинутый срок (1 марта 2020 года), установленный законом от 13 августа 2019 года № ЗРУ-552 «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения».

Почему так важно установление частной собственности на земельный участок? Это позволит усилить позиции собственников при отстаивании ими своих имущественных прав. «Положение о порядке изъятия земельных участков и предоставления компенсации собственникам недвижимого имущества», утверждённое постановлением Кабинета Министров от 16 ноября 2019 года № 911, «не распространяется на земельные участки, принадлежащие физическим и юридическим лицам на праве собственности».

К земельным участкам, находящимся в частной собственности, уже не может быть применена формулировка «изъятие земельных участков для осуществления инвестиционных проектов». Статья 35 закона «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» гласит: «Изъятие приватизированного земельного участка у собственника допускается только при обращении взыскания на этот земельный участок по обязательствам собственника в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами, а также в порядке национализации, реквизиции и конфискации». Статья 37 уточняет, что «национализация приватизированного земельного участка: осуществляется исключительно для государственных и общественных нужд и при получении согласия собственника земельного участка…»

Такие положения закона «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» значительно увеличивают шансы собственников на отстаивание их прав и интересов. Тем более, что изъятие приватизированного земельного участка может осуществляться исключительно для государственных и общественных нужд. 

Согласно указу президента от 1 августа 2018 года № УП-5495 «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан» к государственным и общественным нуждам относятся:  

предоставление земель для нужд обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания и функционирования свободных экономических зон;

выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров;

обнаружение и разработка месторождений полезных ископаемых;

строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог, аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетических систем и линий электропередачи, линий связи, объектов космической деятельности, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей;

исполнение генеральных планов населённых пунктов в части строительства объектов за счёт средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также в других случаях, прямо предусмотренных законами и решениями Президента Республики Узбекистан.

Почему для применения закона о выкупе земельных участков в столице необходимо утверждение её генерального плана? В законе «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» существует статья 11, которая говорит о том, что «приватизации не подлежат земельные участки: расположенные на территориях, не имеющих утверждённых и опубликованных схем планировки…» Если в столице нет утверждённого генерального плана, то с большой долей уверенности можно сказать, что отсутствуют и утверждённые схемы планировки: эти схемы обеспечивают связь территориального планирования с проектно-планировочными работами.

Даже если они есть, то, согласно закону, эти схемы должны быть утверждены и опубликованы. В противном случае, выкуп земельного участка невозможен. Сколько лет Ташкент развивается без утверждённого Генерального плана? Сколько лет чиновники смогут отказывать в приватизации земельного участка, ссылаясь на отсутствие утверждённых схем планировки? Или на то, что утверждённые схемы есть, но они не опубликованы? 

Ловко придумано! Так чиновникам можно тянуть с решением вопроса о выкупе земельных участков годами и десятилетиями: закон о приватизации земельных участков есть, но есть и многочисленные бюрократические препоны не исполнять его.

«Magna neglegentia culpa est, magnа culpa dolus est» (лат. - Большая беспечность есть небрежность, большая небрежность есть умысел)

Случаи, когда благая инициатива, оформленная в виде нормативно-правового акта, выходит недоработанной или изуродованной до неузнаваемости, не редкость. Не редкость и крайне низкий уровень исполнительной дисциплины чиновников.

Процесс принятия законов формализован. Депутатами зачастую движет желание не разобраться в сути закона, а побыстрее и желательно без конфликтов принять его и поставить очередную галочку. Если все проекты законов будут выноситься на всеобщее обсуждение, то этого можно избежать.

С 27 мая 2015 года в Узбекистане запущен специальный портал regulation.gov.uz - система по обсуждению проектов разрабатываемых нормативно-правовых актов и оценке действующих нормативных актов, воздействующих на предпринимательскую деятельность (СОВАЗ).

Однако, на портале размещаются не все проекты нормативно-правовых актов: действующее законодательство не содержит требования обязательного проведения их общественного обсуждения. Так, закон от 11 октября 2006 года «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан» лишь предоставляет такое право их разработчикам: «Субъект права законодательной инициативы до внесения в Законодательную палату проекта закона вправе организовать изучение общественного мнения…» (статья 16). Статья 13 закона от 14 декабря 2000 года «О всенародном обсуждении проектов законов» гласит: «Решение о всенародном обсуждении проектов законов принимается Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан».

Оставляет желать лучшего и профессиональная подготовка депутатов. У автора нет данных по отечественному депутатскому корпусу, но думается, что они не сильно отличаются от российских: по оценкам Павла Толстых, руководителя Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, только 10 процентов парламентариев реально занимаются законодательной работой в Госдуме РФ.

Вторая причина, по которой благие намерения нередко превращаются в профанацию, - могущество лоббистов. Ничем другим невозможно объяснить, что предоставление права приобретать недвижимое имущество на вторичном рынке в столичном регионе всеми гражданами республики стало возможным лишь спустя два года после установленного срока; что задерживается разработка, обсуждение и принятие генерального плана Ташкента; что закон о выкупе земельных участков так и остаётся лишь на бумаге… 

Ещё одна проблема - недальновидность и некомпетентность чиновников, готовящих тот или иной законопроект. Или, наоборот, когда за формальными положениями проекта закона или уже принятого закона изощренно скрывается невозможность их применения в реальности в установленные сроки. Это касается и закона о приватизации земельных участков, и законопроектов «О митингах, собраниях и демонстрациях граждан», разработанных в июне 2019 года и в августе 2020 года, и других.

Подобный подход чиновников наносит громадный ущерб проводимым реформам. Государство, провозглашая курс на реформирование общественной жизни, не может не контролировать исполнение законодательства, не имеет права прощать чиновников, которые виновны в его несоблюдение. При сохранении такой ситуации у граждан появляется чувство неуверенности и разочарования. Люди перестают доверять государству, его служащим, теряют веру в возможность перемен к лучшему.

Говоря о совершенствовании и оптимизации исполнительной дисциплины следует отметить, что в стране до сих пор не принят закон «О государственной гражданской службе». Именно в этом законе должны содержаться основы процесса улучшения организации и деятельности системы органов государственного управления. Также в указанном законе должно быть отражено, что уровень исполнительной дисциплины в государственном аппарате является оценочной категорией, под которой следует понимать одновременное достижение в организации и деятельности государственных служащих исполнительной власти ряда показателей: качество реализуемых услуг населению; оперативность в принятии решений; своевременность выполнения руководящих решений вышестоящих органов исполнительной власти и их должностных лиц; результативность в деятельности.

Это необходимо, поскольку действующее законодательство не содержит определения понятия уровня исполнительной дисциплины в государственном управлении, отсутствует единый механизм его анализа и оценки.

Также непонятно почему в органах исполнительной власти до сих пор не проводится изучение насколько эффективно государственными служащими было произведено оказание публичных услуг населению и как много бюджетных средств при этом было потрачено. И здесь встаёт вопрос о внедрении в республике опыта зарубежных государств в части проведения аудита эффективности органов государственного управления и их должностных лиц. 

Эта разновидность управленческого аудита давно применяется в большинстве высокоразвитых стран мира в качестве основного типа государственного аудита и предусматривает, прежде всего, оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти и иных организаций по выполнению государственных функций, использованию государственных ресурсов, а также принятие рекомендаций по совершенствованию их работы. 

Представляется, что именно аудит эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти, а также их должностных лиц, позволит определить насколько эффективны, результативны и экономичны были произведённые затраты, были ли достигнуты поставленные цели финансирования, а также выявить необходимость и обоснованность существования отдельных элементов государственного аппарата управления.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.

Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

Последние новости

Популярные новости

Популярные новости