Хаёт Салижанов руководитель службы по комплаенсу АО «Узавтосаноат» поможет разобраться в вопросе – это банальная дань моде или действительно необходимое звено в деятельности компании.
Что такое комплаенс?
Если обратиться к этимологии слова compliance – в переводе с английского означает соответствие, соблюдение. В контексте Узавтосаноат, compliance – это система контроля и управления рисками, возникающими из-за несоблюдения законов и других нормативно-правовых актов страны, а также внутренних политик, процедур, принятых самой компанией.
В первую очередь, комплаенс-программа, это тщательно разработанный всеобъемлющий документ на основе оценки рисков, с которыми регулярно сталкивается любая компания в своей операционной деятельности. Риски могут быть как внутренние, возникающие из бизнес-процессов, так и внешние (регуляторные).
Комплаенс-компании бывают разных типов, но в настоящее время среди государственного и частного сектора широко распространены антикоррупционный, банковский и санкционный комплаенс.
О комплаенс-программе в Узавтосаноат.
Комплаенс-программа в Узавтосаноат сравнительно «молодая» – была внедрена во второй половине 2018 года. Если говорить языком экспертов, в компании функционирует смесь антикоррупционного и санкционного комплаенса.
За это период уже был внедрен ряд важных и эффективных политик. К примеру, политика получения и обработки сообщений о нарушениях этических стандартов компании. В этом случае идет речь, когда компания создает эффективный и надежный механизм работы горячей линии, с помощью которого работники или третьи лица могут сообщить о предполагаемых или фактических нарушениях Кодекса поведения, политик и процедур компании.
На данный момент в Узавтосаноат действует горячая линия по приему сообщений о нарушениях в сфере комплаенс: +99871 140-76-70 и электронный почтовый ящик compliance@uzavtosanoat.uz, куда все желающие могут обратиться за помощью, либо сообщить о неправомерных случаях в отрасли. В свою очередь, служба по комплаенсу «Узавтосаноат» обеспечит конфиденциальность сообщений.
Кроме того, налажена эффективная работа по упорядочению работы с клиентами, контрагентами и поставщиками товаров/услуг, результатом которой стала экономическая безопасность компании и снижение финансовых рисков.
В целом, комплаенс-программа «Узавтосаноат» состоит из 10 ключевых элементов. В качестве примера могу перечислить основные:
1. Приверженность руководства компании к соблюдению комплаенс-программы (high-level commitment) – топ-менеджмент компании должен подавать правильный пример остальным сотрудникам и быть ответственным за соблюдение требований комплаенс-программы.
2. Политика и Процедуры (Policies & Procedures) – принятые компанией регламентирующие документы нацелены на обеспечение действия этических норм при ведении бизнеса, а также снижения воздействия комплаенс-рисков на бизнес профиль компании.
3. Автономность комплаенс-функции и ее обеспеченность достаточными ресурсами. В любой компании, где действует корпоративная комплаенс-программа, ее эффективность зависит от того, насколько автономна функция комплаенс, кому она подотчетна, а также какими ресурсами она обеспечена для выполнения возложенных на нее задач.
Будущие планы службы по комплаенсу.
После успешного внедрения комплаенс-программы в планах автоматизация бизнес-процессов, исключающая бюрократические барьеры, бумажную работу, что позволит повысить уровень прозрачности принимаемых бизнес решений для предотвращения коррупционных действий. На сегодняшний день в предприятиях локализации уже ведется активная работа по внедрению дополнительных систем автоматизации бизнес-процессов, которые позволят повысить уровень оптимизации производства и сократить издержки предприятий. Специалистами отрасли была разработана и внедрена в ряд предприятий система Oyna ERP, включающая в себя функции складского, финансового и прочего учета, позволяющая автоматизировать процесс поставки деталей к конвейерам предприятий. Кроме того, ведется внедрение ERP-системы SAP, которая позволит решать разноплановые производственные, маркетинговые и управленческие задачи, влияющие как на показатели работы в целом, так и по конкретным направлениям деятельности.
Хотелось бы отметить, что комплаенс – это один из инструментов ведения честного и этичного бизнеса с минимальным риском. Без преувеличения можно сказать, что Узавтосаноат – первая государственная компания в Узбекистане, которая успешно внедрила в свое корпоративное управление комплаенс-программу. В свою очередь, специалисты UzAuto готовы делиться своими знаниями и обмениваться опытом с другими заинтересованными организациями, которые решили внедрить у себя корпоративную комплаенс-программу.
Больше новостей в Телеграм-канале @RepostUZ