19 июля т.г. Антимонопольный комитет (АМК) опубликовал на своей странице якобы аргументированный ответ на доводы АО «Узметкомбинат», касательно отмены эксклюзивного права на заготовку лома. Изучение данного ответа показывает, что тезисы АМК подготовлены дилетантами, которые абсолютно не сведущи в вопросах черной металлургии и готовы лоббировать популистские решения, способные ликвидировать отечественную тяжелую промышленность, – говорится в официальном ответе АО «Узметкомбината».
Как известно для принятия таких серьезных решений необходима кропотливая работа с привлечением профильных специалистов и экспертов, поскольку речь идет не просто об АО «Узметкомбинат», как это думают в комитете, а о дальнейшей судьбе всей металлургической отрасли Республики Узбекистан, которая является одной из несущих конструкций реального сектора экономики.
Проект документа Антимонопольного комитета предусматривает отмену монополии АО «Узметкомбинат» на заготовку металлолома и передачу этого права некоему «независимому» предприятию под красивым лозунгом «создание равной конкурентной среды для всех предпринимателей на рынке». Однако, непонятны истинные цели АМК от перепередачи экслюзивного права на заготовку металлолома. Если АМК своей этой «затеей» намерен обеспечить доступ к сырью всем предприятиям, то и сейчас крупным предприятиям ежегодно устанавливается лимит на использование собственного лома исходя из собственных нужд, а мелкие предприятия имеют возможность импортировать сырье, также исходя из собственных нужд. Если цель АМК – снизить цены на внутренний лом, то это полная «утопия». Эта инициатива лишь взвинтит цены на лом внутри страны на несколько раз.
По мнению компетентных экспертов, инициатива АМК на самом деле нацелена на разрушение металлургии как одной из основных отраслей экономики республики, так как, данное предложение не только создаст новую монополию на рынке, но и фактически уничтожит эффективно действующую сегодня систему сбора отходов и приведет к нерациональному использованию вторичных ресурсов, стимуляции развития спекуляции на рынке металлолома, необоснованному увеличению ценообразования, рассвету кустарных производств, ухудшению качества металлопроката и, как следствие, стагнации металлургической отрасли страны.
Прежде чем провести какие-либо «эксперименты» следовало бы изучить исторические факты, взвесить все плюсы и минусы. Однако, АМК, говоря о прозрачности, умалчивает о дефиците металлургического сырья в Узбекистане по сравнению с Россией и Казахстаном, а также о практике Белоруссии, где также, как и в Узбекистане, имеется дефицит сырья. Примечателен в этом плане также негативный опыт Китайской Народной Республики (КНР), которая на сегодня является лидером в области металлургии. В частности, с 1958 по 1960 гг. в КНР была проведена политическая и экономическая кампания «Большой скачок», когда в каждой деревне в кустарных печах начали выплавлять металл. Данная затея привела к выпуску низкокачественного продукта и в 1961 г. правительство КНР свернуло развитие малой металлургии. Экономические потери в результате «битвы за сталь» в тот период, по оценкам экспертов, достигли 2 млрд юаней (830 млн. долл.).
На комбинате изучили опус выданный АМК и хотели бы повторно разъяснить свою позицию дилетантам, которые не разбираются в черной металлургии, а занимаются имитацией бурной деятельности, преследуя цель «заработать очки» перед обществом прикрываясь красивыми лозунгами о свободе конкуренции.
Первое, АМК необоснованно и предвзято считает, что низкие закупочные цены «Узметкомбинат» привели к возникновению «теневого рынка». Это полная чушь и подобный подход не уместен для имиджа такой серьезной организации, как АМК. Так, разъясняем, что с момента Независимости, основной проблемой для комбината была нехватка металлолома, вследствие чего «Узметкомбинат» работал не на полную мощность и был дефицит в стране на производимый металлопрокат. Для решения этого вопроса была пересмотрена система сбора металлолома, в том числе в 2017 г. цены на металлолом повышены в 4 раза, т.е. с 250 000 сум до 1 000 000 сум за 1 тонну, что позволило создать у населения республики стимул по сбору и сдаче лома. Как результат, в 2019 г. по республике было заготовлено и поставлено на комбинат металлолома в количестве - более 690,7 тыс.тонн., темп роста к 2017г. (560,0 тыс.тонн) по поступлению металлолома на комбинат увеличилось на 23,3% или на 130,7 тыс.тонн больше. Непонятно, почему АМК игнорирует данный ФАКТ.
Более того, в АМК даже не задаются вопросом из каких величин вообще складывается годовое ломообразование. Доводим, что это система сформировалась со времен СССР и не пересматривалась, за основу брали расчет на душу человека. Они будут верны для РФ, Украины, Белоруссии, где существует мощный индустриальный потенциал, а на их территориях много металлолома, в том числе из-за проведения в XX-м веке двух мировых войн. В нашей стране отсутствуют подобные предпосылки, что также негативно влияет на потенциал образования лома.
Теперь по поводу предпринимателей, скупающих лом у населения по, как утверждает АМК, «реальным» ценам, превышающим предложение комбината. Вообще мы считаем, что АМК, исходя из своих задач, должен знать хотя бы на минимальном уровне, «реальный» механизм работы данных «предпринимателей». Так вот, во исполнение ПКМ за № 999 от 14.12.2019г. «О дополнительных мерах по повышению качества и безопасности металлопроката строительного назначения» и ПКМ за № 80 от 17.02.2020г. и межведомственными рабочими группами (агентство «Узстандарт» и др.) с выездом на места проведено изучение деятельности 117 предприятий, производящих металлопрокат строительного назначения.
В результате выяснено, что 80% предприятий работают в полулегальном режиме, то есть, без технических регламентов, сертификации, промышленной и экологической экспертизы производства, соответствующих фильтров, нелегальным подключением к электро- и газоснабжения. Многие частные литейные предприятия не участвуют в биржевых торгах по закупам сырья и реализации готовой продукции, которые привлекут дополнительные затраты, также не несут расходов на землю и здание (отсутствуют проектные и кадастровые документы), штат (не соблюдается требования по обязательной наличии профильных специалистов), налоги, охрану труда (обеспечение сотрудников спецодеждой, спецпитанием, наличие медпункта), окружающей среды (установка очистных и пылеулавливающих оборудований, наличие приборов для изменения радиационного фона и определения взрывоопасности сырья), сертификацию качества выпускаемой продукции, которые привлекут дополнительные затраты.
В связи этим, уважаемые «эксперты» АМК, как вы выражаетесь данные «предприниматели» экономят на указанных расходах и скупают лом у населения по нереальным ценам, создавая условия для искусственного увеличения конъюнктуры рынка.
Второе, относительно упрека АМК по поводу неэффективности и непрозрачности закупочного механизма АО «Узметкомбинат» и гарантированного импорта сырья. Начнем с закупочного механизма, в настоящее время закупочный механизм комбината является абсолютно прозрачным и доступным, во всех регионах и районах республики действуют специальные пункты приема, мобильные пункты приема, для создания удобства ломосдатчикам бесплатно оказывают услуги по транспортировке их лома, также в СМИ регулярно публикуются цены, адреса пунктов приема, действует колл-центр для общения с населением. Где здесь непрозрачность? Подобная позиция АМК показывает, что ведомство предвзято относится к «Узметкомбинату», почему – это большой вопрос.
Далее, в отношении импорта сырья. Если вам неизвестно, то напоминаем, что АО «Узметкомбинат» в последние годы увеличил объем производства с 727 тыс. тонн до 1,067 млн.тонн (340 тыс.тонн, на 46%). Это позволило увеличить объем отчислений в бюджет, зарплату работников, сократить импорт металлопродукции. Как вы думаете данное развитие хорошо или плохо, если комбинат опирался бы только на внутренние ресурсы, то сумел бы обеспечить подобное развитие за короткий период.
Естественно, подобный резкий скачок требует стабильного обеспечения сырьем. При этом, АО «Узметкомбинат», пользуясь поддержкой государства, собирает максимальный объем металлолома. Комбинат мог бы довольствоваться этим, как в старые времена. Но, комбинат, как патриот страны, желает увеличить собственный вклад в развитие экономики республики и усилении социальной поддержки населения. Поэтому, импортирует металлолом, а не потому, что как вы отмечаете, «неэффективность и непрозрачность закупочного механизма не позволяет собрать металлолом». Если внутренние ресурсы ломообразования по природе ограничены куда дальше. Логика у специалистов АМК напрочь отсутствует.
Третье, относительно создания комбинатом предпосылок для повышения цен поставщиками лома и заготовки (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) доводим до АМК, что, как мы акцентировали выше внимание, стратегически важные решения должны прорабатываться грамотными специалистами и экспертами, так как, производство, особенно, металлургия имеет свои специфические особенности. В противном случае можно ошибиться очень серьезно. Так, разъясняем для «специалистов» АМК, что на сегодняшний день комбинат импортирует исключительно тяжеловесный лом класса 2А и 3А согласно коду ТН ВЭД 7204 49 900 0 (для справки под этот код попадает также легковесный лом), включая логистические затраты до пункта назначения. Данный вид лома, в отличие от легковесного, обеспечивает, во-первых, высокий выход годной стали (угар во время плавки будет меньше, сократятся потери, а качество и производительность годной стали станет больше), во-вторых, количество транспортировок бадьи (подвалка) с ломом в процессе будет меньше, так как насыпная плотность большая, что снижает продолжительность плавки и энергоресурсы, в-третьих, уменьшает затраты на сортировку и издержки на переработку сырья для подготовки шихты в электросталеплавильный цех для дальнейшей выплавки стали, которые укладываются в себестоимость готовой продукции.
Также стоит отметить, что АО «Узметкомбинат» все импортные и местные закупки товаров (услуг, работ) осуществляет в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О государственных закупках», а также Постановления Президента №ПП-3487 «О мерах по поддержке деятельности хозяйственных обществ и предприятий стратегического значения» от 22 января 2018 г. и других нормативных актов страны, то есть, в добровольном порядке вносятся в «Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов» для получения соответствующей экспертизы.
Доводим, что ни один импортный контракт АО «Узметкомбинат» без положительного заключения центра не будет рассматриваться для дальнейших действий. В этой связи, упреки в том, что комбинат создает предпосылки для повышения цен на металлолом из соседних государств, как минимум являются некорректными и абсурдными.
Четвертое, обвинения АМК о том, что «объем выставляемой со стороны комбината на биржевые торги продукции из черного металла не реализуется в полном объеме», выходит за все рамки и еще раз доказывает предвзятое отношение. Так, заявляем, что в соответствии с ежегодным протоколом расширенной Коллегии Министерства экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан утверждается баланс производства и потребления проката черных металлов и использование лома и отходов черных металлов АО «Узметкомбинат». Данный документ является обязательным для исполнения. Так вот, комбинат на 100% выполняет прогнозные задания по реализации продукции на биржевых торгах в соответствии с вышеупомянутым протоколом.
К примеру, в 2018 г. реализация проката черных металлов на биржевых торгах составила 255,3 тыс.тн. при прогнозе 194,0 тыс.тн. выполнение к прогнозу 131,6% или на 61,3 тыс.тн. больше запланированного. В 2019 г. несмотря на увеличение прогнозных заданий по реализации, отгрузка на биржевых торгах составила 317,8 тыс.тн. при прогнозе 275,0 тыс.тн. выполнение к прогнозу 115,6%.
В текущем году по итогам I-го полугодия, несмотря на пандемию коронавируса, выполнение комбинатом прогнозных показателей биржевых торгов составили 111,0% или на 38,3 тыс.тн. больше реализовано к аналогичному периоду 2019 г.
Пятое, касательно «выводов» АМК о том, что АО «Узметкомбинат», являясь на протяжение многих лет государственной монополией, получал немало различных льгот и преференций, объем которых в разы превышает отчисления в бюджет. Почему вы не привели факты, цифры. Потому что вы знаете, что это неправда. Это голословное заявление. Просто вы хотите вести в заблуждение общественность.
А истина вот она такая.
Комбинат, где работает 12 тыс. людей, никогда не имел льгот по налогам, всегда был и остается социально ответственным предприятием. Если вы имеете ввиду преференции по акциз налогам для завозимого импортного металлопроката в Узбекистан, которые с января 2017 г. составляли 30%, а в октябре того же года были снижены до 10%, с января месяца 2019 г. вообще были исключены, то данная льгота касалась не только АО «Узметкомбинат», но и остальных производителей металлопродукции в Республике Узбекистан.
От деятельности АО «Узметкомбинат» прямо или косвенно зависит жизнь 120 тысяч бекабадцев. Комбинат строит и ремонтирует больницы, стадионы и бассейны, школы, жилье для молодых семей. На балансе комбината содержатся 11 детских садов, пансионат «Металлург», дом милосердия, детский оздоровительный лагерь, детский парк, теннисный корт, спортивный комплекс, молодежный центр, плавательный бассейн, футбольный клуб «Металлург». Насколько нам известно ни один из прочих производителей металлопродукции в республике не несет такой социальной нагрузки в размере 73,0 млрд.сум в год. Кроме того, ежегодно комбинатом оказывается различная спонсорская помощь в размере не менее 20,0 млрд. сум.
Комбинат не имеет «парниковые» условия и никогда не боялся конкуренции с зарубежными металлургическими предприятиями и не просил ввести ограничительные меры по импорту металлопродукции. В настоящее время, размер таможенной пошлины на импорт металлопродукции составляет 0%. За последние два года предприятие увеличило мощность почти на 50% (фактическая загрузка производственных мощностей в 2019 году составила 97,7%). Также, хотелось бы довести до «реформаторов» АМК, что за последние годы комбинат реализовал три крупных проекта («Организация производства ферросилиция», «Организация производства ферросиликомарганца», «Организация производства катанки на стане «300»), освоил новые виды продукции и обеспечил их импортозамещение, а треть выпускаемой продукции поставляется на экспорт, увеличивая валютный баланс республики.
Теперь подумайте сами, уместны ли заявления АМК. Хотелось бы попросить всех ответственных лиц данного ведомства, занимающихся инициированием обсуждаемого вопроса, учесть все факторы, которые могут повлиять не только на деятельность Узметкомбинат, но и на социально-экономическую жизнь республики.
Шестое, касательно инвестиционного проекта «Строительство литейно-прокатного комплекса» на общую сумму 658,8 млн.евро хотим отметить, что проект даст новый импульс дальнейшему развитию черной металлургии страны. При этом, проект позволить прекратить импорт горячекатанного проката из Российской Федерации, Украины и Республики Казахстан, что сэкономит 316 млн. евро в год, и принесет ежегодный доход в бюджет государства порядка 136 млн.евро.
Вместе с этим, в проекте, при формировании себестоимости продукции - горячекатаного листа в рулонах, предусмотрено использование местного лома (33%), импортного лома (17%) и горячебрикетированного железа (50 %). В случае принятия инициативы АМК, представляется невозможным получить заложенные 33% местного лома, что в свою очередь, ставит под сомнение реализацию проекта, следовательно приведет к дальнейшему увеличению импорта горячекатанного проката и оттоку валюты.
Кроме того, несмотря на неоднократные обоснования насущности текущего права комбината на заготовку металлолома, как для операционной деятельности, так и для реализации и функционирования инвестиционного проекта ЛПК, инициируемое антимонопольным комитетом предложение об отмене данного права у АО «Узметкомбинат» означает, что комитет ставит под сомнение критерии легитимности нормативно-правовых актов, являющихся фундаментальными направлениями реализации инвестпроекта «Строительство литейно-прокатного комплекса».
И наконец, помимо всего, хотим отметить, что АО «Узметкомбинат» находится в неравных конкурентных условиях по сравнению с другими производителями металлопроката, поскольку внутреннего сырья не хватает, раздутый штат и социальное бремя не позволяют эффективно использовать финансовые средства, особенно в период пандемии. Набраны кредиты и займы для реализации новых проектов с целью увеличения как объемов продукции, так и ее видов, с целью снижения себестоимости продукции за счет перевода работников в эти проекты.
В свою очередь, те предприятия, которые мечтают работать на отечественном сырье не обременены социальными обязательствами, не являются градообразующим предприятием, перед ними не ставится план и задачи от государства, они не обязаны продавать выпускаемую продукцию на биржевых торгах, а могут ее реализовывать на рынках, при этом без каких-либо сертификатов качества.
Уважаемый АМК, как Вы указали из опрошенных вами 70 хозяйственных субъектов, у более половины деятельность остановлена, поскольку для выпуска качественной металлопродукции требуется установка дополнительных агрегатов (агрегат комплексной обработки стали и дуговая сталеплавильная печь), которые они не в состоянии приобрести (стоимость несколько миллионов долларов), т.к. это увеличит их издержки и стоимость продукции. Если вы не знали, то хотим разъяснить, что указанные агрегаты отвечают за удаление вредных примесей и производства качественного металлопроката, на что не способна индукционная печь.
Как вам известно, недавно было принято два постановления Кабинета Министров (ПКМ-999 от 14.12.19г. и ПКМ-89 от 17.12.20г.) касательно мер по повышению качества безопасности металлопроката строительного назначения. В соответствии с этими документами, при проверке 117 предприятий, производящих металлопрокат строительного назначения, были выявлены недостатки, влияющие на безопасность готовой продукции и непосредственно производственных процессов.
Примечательно, что согласно ПКМ-999, Антимонопольному комитету было поручено с другими ведомствами обеспечить надлежащий контроль за использованием в строительстве металлопроката. Однако, инициатива по отъему эксклюзивного права на заготовку лома у АО «Узметкомбинат» и передача этого права другому вновь создаваемому субъекту приведет к неконтролируемому процессу использования лома теми субъектами, которые не соблюдают технологические процессы по выплавке стали, в силу капиталоемкости черной металлургии.
Так вот у нас к Вам вопрос, какое количество арматуры из индукционных печей эти «металлурги» продали до запрета и сколько такой продукции уже залито в бетонные конструкции и использовано в строительстве. Как говорится «добрыми намерениями вымощена дорога в ад», как бы не повторилась у нас в стране катастрофа как в Бангладеше 24 апреля 2003 г., в результате которой погибло свыше 1000 человек, которая является второй по количеству жертв после 11 сентября 2001 г. Одной из основных причин обрушения 8-этажного здания в городе Савар стало, в том числе использование некачественной арматуры, выпущенной индукционными печами.
Таким образом, изучение доводов АМК, приведенных в статье «Основная цель – создать равную конкурентную среду для всех предпринимателей на рынке», показывает, что они являются необъективными, необоснованными и деструктивными. Наглядно прослеживается предвзятое отношение АМК к комбинату.
Пресс-служба АО «Узметкомбинат»