Фото: Bloomberg via Getty Images
Низкая доля промышленности в структуре производства — одна из причин, по которой страна может выйти из кризиса позже других. Масштаб урона ВВП отдельно взятой страны можно оценить, исследуя величину «надстройки» — сферы услуг, пишет экономист Михаил Зельцер в своей статье для Forbes.
Барьеры привели к регрессу
Как отмечает автор, заградительные барьеры, возводимые мировыми правительствами на пути эпидемии, закономерно отразились на деловой активности. Потребительская уверенность, а вместе с ней и производственная эффективность снизились до исторических минимумов. Рынок труда глобальных экономик рухнул к уровням 30-х годов прошлого столетия. Армия безработных США перевалила за 38 млн человек, превысив показатели Великой депрессии.
Низкий спрос на услуги
В первую очередь на волне падения потребительской активности снижается спрос на услуги.
Это связано с высокой эластичностью сервисного сектора экономики, когда с целью сокращения затрат граждане начинают экономить на многом, что не относится к первой необходимости. При этом ухудшение сентимента менеджеров по закупкам промышленных товаров менее выражено по причине длительного производственного цикла.
По данным Всемирного банка (ВБ), средняя доля сектора услуг в структуре ВВП стран мира с 1997 по 2019 год выросла с 50% до 55%.
Крупнейшие экономики из G20, чья суммарная доля в мировом ВВП по итогам прошлого года составила 78%, имеют существенные отличия в распределении источников благосостояния: за аналогичный период сфера услуг расширилась с 57% до 62%, а доля «реальной» экономики опустилась ниже 40%.
Разумеется, развитие сектора услуг страны характеризует рост благосостояния общества. С другой стороны, кризисные явления бьют в первую очередь по процикличным отраслям экономики, а жесткие меры борьбы с пандемией и экономико-географические ограничения ставят на грань устойчивости положение хозяйствующих субъектов, задействованных в предоставлении услуг.
Ситуация в странах, где экономика базируется на сфере услуг
Отражением уязвимости стран, чья экономика базируется на сфере услуг, служит динамика рынка труда. Большая занятость населения в сервисных секторах экономики уже привела к коллапсу во многих странах мира. Наглядным примером служит ситуация в США и Канаде, где доля сферы услуг варьируется от 77% до 67%: уровень американской безработицы взлетел к 15% после 4,4% в марте; статистика рынка труда Канады отразила рост показателя до 13%, на протяжении последних лет безработица в стране не превышала уровень в 6%.
Страны с высокой долей сервисной экономики могут столкнуться с повышенным давлением на рынок труда и по цепочке на потребительскую активность населения. В зону риска попадают США, Великобритания, Швейцария, Франция, Нидерланды, Япония, Сингапур, Испания, Канада, чьи показатели удельного веса сектора услуг достигают, а порой превышают отметку в 70%.
Относительной устойчивостью обладают экономики Индонезии, Индии, Китая, России, Южной Кореи, Казахстана, где доля сервиса находится в области 50%. Отдельно отметим ситуацию с Саудовской Аравией, где доля сферы услуг исторически низкая (48%) на фоне максимальной зависимости благосостояния страны от сырьевого сектора экономики.
В среднесрочной перспективе существует высокая вероятность, что и финансовые активы последней группы стран, имеющих относительно сбалансированную экономику, будут обладать повышенной инвестиционной привлекательностью. Скорейшее восстановление бизнес-процессов способно привести к опережающей динамике фондового и валютного рынков государств с меньшей чувствительностью ВВП к тенденциям сферы услуг.
В ситуации «покоя» высокая добавленная стоимость сектора услуг ускоряет темпы экономического роста стран мира. Напротив, кризис выявляет уязвимость национальных экономик, в большей мере ориентированных на предоставление услуг.
Больше новостей в Телеграм-канале @RepostUZ.