Фото: пресс-служба Сената
На двадцать втором пленарном заседании Сената Олий Мажлиса обсужден закон «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год», пишет пресс-служба Сената.
Отмечалось, что данным законом устанавливаются основные макроэкономические показатели и прогнозы доходов и расходов консолидированного Государственного бюджета на 2022 год, а также бюджетные ориентиры на 2023-2024 годы.
Основное внимание уделяется целям обеспечения макроэкономической стабильности, повышения эффективности и результативности расходов Государственного бюджета и реализации налоговой политики, направленной на обеспечение конкурентоспособности экономики, стимулирование инвестиционной привлекательности и деловой активности.
Законом внесены существенные изменения в налоговую политику. При этом предусматривается поддержка и развитие отраслей производства, имеющих значительную долю в валовом внутреннем продукте (ВВП).
В частности, планируется, что в 2022 году темпы роста ВВП страны составят 6,0 %, в том числе в промышленности – 7,0 %, в строительстве – 8,1 %, в сельском хозяйстве – 3,3 %.
Предельный размер дефицита консолидированного бюджета страны на 2022 год устанавливается в размере 3 % ВВП.
При этом предусматривается осуществление дополнительных расходов, которые могут привести к превышению предельного размера бюджетного дефицита, только при наличии дополнительного источника дохода или за счет сокращения других расходов. Прогнозируется, что тенденция к снижению уровня инфляции продолжится, и в следующем году она составит около 9%.
Законом устанавливается, что распорядители бюджетных средств первого уровня вправе направлять до 10 % предельных ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета на основании постановления Кабмина подведомственным организациям, финансируемым из бюджета Каракалпакстана, местных бюджетов областей и Ташкента.
В 2022 году доходы консолидированного бюджета прогнозируются на уровне 254,6 трлн сумов, или 30,3 % ВВП. Доходы Государственного бюджета определяются в размере 199,5 трлн сумов или 23,8 % ВВП.
Доходы государственных целевых фондов запланированы в размере 31,9 трлн сумов, расходы – 58,7 трлн сумов.
Кроме того, из Госбюджета предусматривается направить средства на социальную сферу, в частности 46,9 трлн сумов – на расходы сферы образования, 22,8 трлн сумов – на расходы сферы здравоохранения, 3,4 трлн сумов – на расходы сферы культуры и спорта и 1,5 трлн сумов – на расходы мероприятий по дальнейшему развитию науки.
Законом внедряется порядок, согласно которому ремонт территорий, прилегающих к многоквартирному жилому фонду, и капитальный ремонт тепловых сетей и котельного оборудования теплоснабжающих организаций, входящих в систему Министерства жилищно-коммунального обслуживания Узбекистана финансируются из республиканского бюджета Каракалпакстана, областных бюджетов областей и городского бюджета Ташкента.
В связи с дальнейшим расширением полномочий местных Кенгашей в формировании бюджета 5 процентов утвержденных расходов соответствующих бюджетов всех районов (городов) республики направляется на финансирование мероприятий, сформированных на основе общественного мнения.
Кроме того, не менее 30 % дополнительных средств бюджетов всех районов (городов) республики направляется на финансирование мероприятий, сформированных на основе общественного мнения.
В частности, законом предусмотрены средства открытого бюджета, «Фонда гражданских инициатив» в размере 1 трлн 553 млрд сумов.
Как отметили сенаторы, необходимо усилить парламентский и общественный контроль за справедливым и целевым использованием средств Государственного бюджета.