Узбекистан

18.04.2023 | 11:02

«Чтобы бороться с вывозом капитала нужно улучшать бизнес-климат, а не наказывать предпринимателей за чужие грехи» — эксперт

Экономист Юлий Юсупов в колонке для Repost.uz рассказал, как некоторые постановления правительства ухудшают бизнес-климат в стране и убивают стимул местных экспортеров.

Вот история компании Gallaorol-agro-export из Джизакской области. Компания заключила договор с грузинским партнером, на основании которого в 2018-2019 годах экспортировался лук. За последнюю отгрузку 87 тонн лука на сумму $13 тысяч, как иногда бывает при выполнении коммерческих сделок, партнер отказался платить. Переговоры ни к чему не привели. 

Тогда компания вынуждена была прибегнуть к судебным процедурам, пройдя долгий путь от Джизакского областного экономического суда до Верховного суда Грузии. Грузинская судебная власть оказалась на высоте и 29 марта 2022 года было принято решение, на основании которого 21 июня 2022 года на счет компании была возвращена вся задолженность.

Грузинские власти, как мы видим, проявили понимание, что такое закон и справедливость. Зато узбекские власти «помогли» отечественному предпринимателю, оказавшемуся в сложной ситуации и находящемуся на больничном от ковида, наложив (по иску налоговых органов) на него два штрафа: 18 декабря 2020 года и 18 января 2021 года на сумму 53,6 млн сумов. За что? За то, что не обеспечил своевременное поступление валютных средств.

При этом:

— виноват в просроченной дебиторской задолженности, как мы видим, не наш предприниматель, а его партнер (но платит штраф он, а не партнер);

— деньги, которые своевременно не были получены узбекской компанией, принадлежат компании, они не были взяты ни у государства, ни у банка, то есть никто, кроме самой компании, в том числе государство, от просроченной задолженности ущерба не понес;

— наш предприниматель предпринял все необходимые законные меры для возвращения своих денег и в конце концов даже их вернул.

И его все равно оштрафовали, и штраф отменять никто не захотел, не смотря на многочисленные обращения дважды пострадавшей (от недобросовестного партнера и «родного» Налогового комитета) компании. 

Где тут логика? Логику искать бесполезно. Просто Налоговый комитет, чтобы выполнить план по налоговым поступлениям, применил нормы Постановления Кабинета Министров от 14.05.2020 года №283 «О мерах по дальнейшему совершенствованию мониторинга внешнеторговых операций в Республике Узбекистан». А наша «фемида» (у которой действительно завязаны глаза, но не для справедливости и беспристрастности, а чтобы послушно и слепо выполнять указания исполнительной власти) проштамповала готовые и спущенные сверху решения.

Так вот, согласно указанному постановлению «экспортеры, допустившие задержку поступления выручки в иностранной валюте из-за рубежа» более чем на 30 банковских дней подвергаются разного рода финансовым санкциям от 10% до 100% от вовремя неполученной валютной выручки (последнее — при задержке более 365 дней). Причем штрафы надо платить даже если вы в конце концов выручку получили. Аналогичным санкциям подвергаются и импортеры, которым не поставили оплаченный ими товар.

Об алогичности и вредности штрафов за просроченную дебиторскую задолженность при экспорте я писал в СМИ и даже однажды рассказывал нашим парламентариям — давно, еще в нулевые годы. А тогда нормы были еще более жесткими и нелепыми. В конце концов правила немного смягчили. Но их абсурдность и вредность остались. И власти иногда прибегают к этой норме для пополнения бюджета. При этом, как и в данном случае, порой нарушая свои собственные решения.

К примеру, постановлением президента 21.04.2021 года с 1 мая того же года в два раза снижается размер штрафных санкций, установленных для просроченной дебиторской задолженности при экспорте и несвоевременной поставки продукции при импорте.

При этом предписано: «Прекратить применение штрафных санкций к хозяйствующим субъектам за просроченную дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям, сформировавшейся по состоянию на 1 мая 2021 года, и сроки возникновения дебиторской задолженности исчислять заново начиная с 1 мая 2021 года».

Но ни Налоговый комитет, ни суд исполнять данное решение президента не спешат. Размер штрафа так и не уменьшили.

Но главная проблема не в этом, а в абсурдности наказания за просроченную дебиторскую задолженность при экспорте, как и за неполученные или несвоевременно полученные импортные товары:

— наказываются не виновные, а пострадавшие (что абсурдно в двойне);

— государство не несет никакого ущерба ни от просроченной дебиторской задолженности, ни от несвоевременности поставок импорта, но почему-то наказывает за них;

— возрастают риски для внешнеэкономической деятельности и уменьшаются стимулы для ее осуществления, что напрямую отрицательно влияет на экономическое развитие, будущие доходы бизнеса и работников, доходы государства (недополученные налоги из-за сокращения деловой активности).

Да, есть проблема вывоза капитала, которую якобы решает рассматриваемое нами постановление №283. 

Но, во-первых, имеются другие способы вывоза капитала из страны, нежели просто создание дебиторской задолженности. И постановление эту проблему никак не решает. Зато существенно ухудшает условия для внешнеэкономической деятельности в стране. 

Во-вторых, сроки за которые компания, имеющая дебиторскую задолженность, должна решить вопрос (месяц, 3 месяца, год), учитывая неспешность принятия и исполнения судебных решений, да еще в других странах, совершенно абсурдны и противоречат международной практике разрешения такого рода споров. 

В-третьих, если так хочется бороться с вывозом капитала, то для этого нужно улучшать бизнес-климат, а не ухудшать такого рода постановлениями. И бороться нужно с доказанными случаями вывоза капитала, а не наказывать заведомо невиновных предпринимателей.

Очень хочется надеяться, что такого рода барьеры для внешнеэкономической деятельности будут устранены и это произойдет как можно быстрее.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. 

Последние новости

Популярные новости

Популярные новости