Узбекистан продемонстрировал в целом более активные усилия по сравнению с предыдущим отчетным периодом, учитывая влияние пандемии COVID-19 на возможности по борьбе с торговлей людьми; поэтому рейтинг республики был повышен до уровня 2, говорится в докладе Госдепартамента США по торговле людьми за 2021 год.
Отмечается, что рейтинг уровня 2 ограничен по времени законодательством США, поскольку правительства могут сохранять этот рейтинг не более трех лет подряд.
Правительство Узбекистана не в полной мере выполняет минимальные стандарты по искоренению торговли людьми, но прилагает для этого значительные усилия,
В докладе также отметили, что данные усилия включали принятие нового закона о борьбе с торговлей людьми, в котором изложены:
- улучшенные протоколы защиты жертв;
- внесение поправок в Уголовный кодекс, прямо криминализирующих детский принудительный труд при первом правонарушении;
- выявление большего числа жертв, чем в предыдущие годы;
- вынесение приговора значительно большему количеству торговцев людьми, чем в предыдущий отчетный период, что представляет собой первое количественное увеличение правоприменения за шесть лет;
- и впервые передача потенциальных дел о причастности официальных лиц к принудительному труду на сборе хлопка для уголовного расследования.
Власти также предприняли новые усилия по репатриации и предоставлению надежных услуг по защите и реинтеграции для сотен узбекских женщин и детей, ранее оказавшихся в условиях эксплуатации, которые часто равносильны торговле людьми в зонах вооруженных конфликтов в Сирии, Ираке и Афганистане.
Правительство не соблюдало минимальные стандарты в нескольких ключевых областях.
Местные власти в некоторых районах продолжали вводить квоты на производство хлопка в нарушение национального запрета на эту практику, сохраняя стимулы для мобилизации государственных служащих на принудительные работы по сбору хлопка в некоторых районах страны. Хотя правительство продолжало штрафовать должностных лиц за трудовые нарушения, девятый год подряд оно не привлекало к уголовной ответственности должностных лиц за их предполагаемое соучастие в преступлениях, связанных с принудительным трудом. Существующие законы, квалифицирующие принудительный труд как административное правонарушение при первом правонарушении, по-прежнему ограничивали эффективное правоприменение,
Узбекистан призывают повысить прозрачность заключения контрактов между хлопковыми кластерами и фермерами для предотвращения эксплуатации, усиление усилий по защите создания независимых профсоюзов и организаций, ведущих переговоры по коллективным договорам поддерживаются.