Иллюстрация: Repost.uz
В последнее время в Узбекистане пользователи социальных сетей стали активно обсуждать работу сервиса доставки еды Yandex Eats, указывая на нарушение трудового и налогового законодательства.
Сам сервис заработал в стране 7 марта: были подключены более 250 ресторанов, также для заказов были доступны товары из продовольственных магазинов. После этого многие блогеры начали высказываться в адрес Yandex, заявляя, что у всех должны быть одинаковые условия и т. д.
В Uz24.uz попытались разобраться с частью истории, связанной с трудовым законодательством. Издание со ссылкой на слова курьеров пишет, что для трудоустройства в «Еду» нужен только паспорт и взнос в размере 500 тысяч сумов. Из этой суммы 200 тысяч сумов являются залогом за желтую сумку курьера, а 300 тысяч сумов – кладется на «кошелек» курьера в специальном приложении «Яндекс Про».
В статье говорится, что для тех, у кого нет 300 тысяч для «кошелька», есть другой вариант – можно оставить в залог собственный паспорт. После всех операций, курьеру выдают термосумку, ее необходимо сфотографировать и верифицировать в приложении.
После этого курьеры самостоятельно выбирают район и определяют время занятости, однако есть свои подводные камни. К примеру, если клиент отказывается от заказа, то это работает в минус курьеру. Расчёты происходят следующим образом: ресторан снимает деньги с кошелька курьера, а заказчик отдаёт курьеру наличные.
Если пропустить заказ, то снимут 1 балл активности. От количества этих баллов зависит, сколько курьер получит бонусов и заказов. Когда они упадут ниже 10, заказы перестанут поступать, говорится в материале.
Авторы статьи также указали на слабую работу службы поддержки. Проблемы могут возникнуть и со временем доставки, на которую дается 10 минут для принятия заказа и еще столько же для ее доставки. В идеале должен быть свой транспорт, потому что пешком успеть в нужный срок не всегда будет возможно.
Главная мысль статьи — в Узбекистане работники курьерской службы новой системы Yandex Eats не защищены в правовом плане так, как, к примеру, в России или Европе.
В Германии, Италии, Франции, Норвегии, Дании и Австрии работники подобных платформ имеют трудовые договоры, право на минимальную оплату труда, повышение заработной платы, отпуск и другие права. Кроме того, платформы обязаны платить за них страховые взносы.
Почему эта система сразу не налажена в Узбекистане с момента захода нового игрока и почему на эту ситуацию закрывают глаза профильные министерства и ведомства – вопрос, на который пока нет ответа, отмечается в статье.
Что говорится в стороннем исследовании
В исследовании «Социально-трудовые конфликты в компаниях платформенной экономики Казахстана», опубликованном за два дня до выхода Yandex Eats на рынок Узбекистана, поднимались социально-правовые вопросы работников этой системы.
В частности, отмечалось, что у людей вызывает негативные эмоции отсутствие правового статуса, социальных стандартов и невозможности защитить свои трудовые права. По данным опроса, проведенного учеными, 52% водителей такси и 51% курьеров платформ допускают свое участие в акциях протеста для защиты своих прав.
Официальный комментарий Yandex Eats
Yandex Eats работает с компаниями, которые предоставляют курьерские услуги и занимаются непосредственным наймом.
Партнеры должны соблюдать все требования законодательства Республики Узбекистан, которые применяются к деятельности курьеров, в том числе в вопросах необходимых документов. Если это не так, то мы применяем меры по отношению к партнерам, вплоть до отключения от работы с нашим сервисом.
Парки также сами устанавливают порядок выплат курьерам. Насколько мы знаем от партнеров, при отмене заказа все деньги возвращаются курьеру в срок до 24 часов, а наличие залога при устройстве зависит от партнера и также возвращается.
– Почему не налажена работа техподдержки?
Для курьеров-партнеров работает онлайн-служба поддержки – в нее можно обратиться в приложение для партнеров Яндекс Про, а в отдельных случаях и через колл-центр. Также отдельная служба поддержки есть у парков-партнеров.